Резерв на выплату вознаграждения по итогам года

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Резерв на выплату вознаграждения по итогам года" от профессионалов с полным описанием проблематики. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то вы всегда можете задать вопрос дежурному специалисту.

Учет неиспользованного резерва на выплату годовой премии: необоснованной налоговой выгоды нет

Обычная практика для компаний — выплата годовой премии в начале следующего года за счет сформированного ранее резерва — может обернуться налоговым спором. В деле, о котором мы хотим вам рассказать, так и получилось: налоговики привлекли компанию к ответственности. Но суд посчитал, что действия налогоплательщика обоснованны и соответствуют требованиям налогового законодательства. А оно не запрещает формировать резерв в одном налоговом периоде и использовать его в следующем налоговом периоде.

Реквизиты судебного акта

Акционерное общество «Ранбакси»

Инспекция Федеральной налоговой службы № 17 по городу Москве

К расходам, связанным с производством и реализацией, на основании подп. 2 п. 2 ст. 253 и п. 24 ст. 255 НК РФ отнесены, в частности, расходы на оплату труда в виде отчислений в резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год, осуществляемые на основании ст. 324.1 НК РФ.

В пунктах 1—6 ст. 324.1 НК РФ установлен порядок формирования и использования резерва на оплату отпусков работникам. Так, налогоплательщик, который принял решение о равномерном учете для целей налогообложения предстоящих расходов на оплату отпусков работников, обязан отразить в учетной политике для целей налогообложения принятый им способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв.

Отчисления в резерв предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год осуществляются в порядке, аналогичном тому, что установлен в п. 1—5 ст. 324.1 НК РФ для резервов на оплату отпусков. То есть правила формирования и использования резерва на выплату годовых премий не слишком сложны. Проблемы могут возникнуть только тогда, когда премии, начисленные по итогам работы за год, выплачиваются в следующем году.

Минфин России скуп на разъяснения по данной теме. Так, в письме от 06.02.2017 № 03-03-06/2/5954 говорится, при соблюдении каких условий премии за результаты работы за год (п. 4 ст. 272 НК РФ) учитываются в расходах в периоде начисления таких выплат. Первое условие: премии соответствуют положениям ст. 252 НК РФ; второе — налогоплательщик не формировал резерв на выплату ежегодного вознаграждения по итогам работы за год. Из сказанного следует, что, если соответствующий резерв формируется, премии по итогам года выплачиваются за счет резерва, созданного в прошлом году. Но прямого вывода в письме нет.

В предыдущих разъяснениях по этому вопросу (от 19.10.2015 № 03-03-06/59642 и от 10.12.2010 № 03-03-06/4/122) Минфин России вообще приводил только одно условие для налогового учета годовых премий в периоде их начисления — соответствие требованиям ст. 252 НК РФ.

Возможно, именно из-за отсутствия четких разъяснений споры по поводу порядка формирования и использования резерва на выплату годовых премий возникают с завидной регулярностью. В качестве примера можно привести постановления ФАС Поволжского округа от 01.08.2013 по делу № А12-24246/2012, Волго-Вятского округа от 25.01.2011 по делу № А29-3023/2010, Десятого ААС от 23.05.2007, 30.05.2007 по делу № А41-К2-24775/06.

Важно: во всех перечисленных делах, как, впрочем, и в комментируемом деле, суды заняли сторону налогоплательщиков.

Предмет спора

ИФНС по итогам выездной налоговой проверки за период 2013—2015 гг. вынесла решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения — неправомерного включения в состав расходов по налогу на прибыль суммы резерва по выплате годовых премий сотрудникам (далее — резерв). Инспекция сочла, что компания не определила способ формирования и использования резерва. Кроме того, суммы годовых премий, фактически начисленных и выплаченных сотрудникам, превышали сумму созданного резерва. Этот факт ИФНС также обернула против налогоплательщика, обвинив его в получении необоснованной налоговой выгоды.

Компания, пройдя процедуру досудебного урегулирования, обратилась в суд с заявлением о признании недействительным решения ИФНС. Три судебные инстанции удовлетворили ее требования.

Позиция судов

Учетной политикой компании установлено, что в целях признания доходов (осуществления расходов) при расчете налога на прибыль используется метод начисления. Следовательно, датой осуществления расхода в виде сумм отчислений в резерв признается дата его начисления, а не дата выплаты денежных средств за счет созданного резерва (подп. 2 п. 7 ст. 272 НК РФ). Из положений ст. 324.1 НК РФ также следует, что законодатель предоставил налогоплательщику право учитывать спорные затраты в период их формирования, а не в период их фактического несения. Резерв формируется в течение налогового периода и относится на расходы данного периода вне зависимости от того факта, использован он в этом налоговом периоде или нет. Законных оснований учитывать неиспользованный в налоговом периоде резерв в составе доходов у компании не было.

В случае превышения суммы резерва, перенесенного на следующий год, над суммой фактически начисленного вознаграждения по итогам работы за отчетный год, сумма превышения согласно п. 5 ст. 324.1 НК РФ включается в состав внереализационных доходов текущего налогового периода, только если налогоплательщик принял решение не формировать данный резерв в следующем налоговом периоде. В проверяемом периоде и впоследствии компания ежегодно принимала решения о создании данного резерва. То есть основания, предусмотренного НК РФ для включения неиспользованного резерва в состав доходов, не возникло. Выплаты за счет резерва производились в следующем году исходя из Положений о зарплате, годовом бонусе, премировании и льготах.

Суды подчеркнули, что НК РФ не запрещает формировать резерв в одном налоговом периоде и использовать его в следующем налоговом периоде. Более того, обратное означало бы лишение экономического смысла самого факта резервирования средств на будущие выплаты и не соответствовало бы воле законодателя, который предоставил право формирования данных резервов и возможность их переноса на будущий период.

Читайте так же:  Сроки и дни выплаты заработной платы по трудовому кодексу

Суды отклонили доводы ИФНС о том, что компания не отразила в локальных нормативных актах способ резервирования, предельную сумму отчислений, сумму предельного остатка, переходящего на следующий год, подчеркнув, что инспекция в ходе проверки и при рассмотрении разногласий по акту проверки получила от компании необходимые объяснения и документы и замечаний на этот счет не привела. Само по себе отсутствие в учетной политике формализованных правил расчета резерва — не основание для доначисления налогов с учетом того, что фактически применяемый порядок расчета резерва соответствует закону и компания понесла расходы на выплату годовых премий за счет средств ранее созданного резерва.

Сумма фактически выплаченных годовых премий превысила сумму резерва, то есть компания не использовала предоставленную п. 3 ст. 324.1 НК РФ возможность снизить свои налоговые обязательства и поэтому не может считаться недобросовестным налогоплательщиком.

Размер действительных налоговых обязательств

Суды отметили, что инспекция не определила размер действительных налоговых обязательств компании и не учла ее право отнести в состав расходов понесенные затраты (см. определения ВС РФ от 26.01.2017 № 305-КГ16-13478 и от 30.11.2016 № 305-КГ16-10138, постановление Президиума ВАС РФ от 06.07.2010 № 17152/09).

В силу ст. 17, 53, 54 НК РФ ИФНС была обязана проверять правильность формирования расходной части налоговой базы не только в части ее завышения, но и в части, которую налогоплательщик не учел, но должен был учесть, то есть в части занижения. Как сказано в Определении ВС РФ от 26.01.2017 № 305-КГ16-13478, иной правовой подход влечет необоснованное возложение на налогоплательщика обязанности по самостоятельной корректировке итоговых обязательств путем представления уточненной налоговой декларации за период, который был предметом налоговой проверки. Отказывая компании в уменьшении налогооблагаемой базы на суммы спорного резерва, ИФНС обязана была учесть в качестве расхода суммы фактически начисленных и выплаченных годовых премий, а также начисленных на них страховых взносов.

Источник: http://www.eg-online.ru/article/385161/

Статья 324.1. Порядок учета расходов на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет

Статья 324.1. Порядок учета расходов на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 324.1 НК РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ в пункт 1 статьи 324.1 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2010 г.

1. Налогоплательщик, принявший решение о равномерном учете для целей налогообложения предстоящих расходов на оплату отпусков работников, обязан отразить в учетной политике для целей налогообложения принятый им способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв.

Для этих целей налогоплательщик обязан составить специальный расчет (смету), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в указанный резерв, исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с этих расходов. При этом процент отчислений в указанный резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда.

2. Расходы на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков относятся на счета учета расходов на оплату труда соответствующих категорий работников.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ в пункт 3 статьи 324.1 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2010 г.

3. На конец налогового периода налогоплательщик обязан провести инвентаризацию указанного резерва.

Недоиспользованные на последнее число текущего налогового периода суммы указанного резерва подлежат обязательному включению в состав налоговой базы текущего налогового периода.

При недостаточности средств фактически начисленного резерва, подтвержденного инвентаризацией на последний день налогового периода, налогоплательщик обязан по состоянию на 31 декабря года, в котором резерв был начислен, включить в расходы сумму фактических расходов на оплату отпусков и соответственно сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по которым ранее не создавался указанный резерв.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ в пункт 4 статьи 324.1 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2010 г.

4. Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работникам должен быть уточнен исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда работников (с учетом установленной методики расчета среднего заработка) и обязательных отчислений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Если по итогам инвентаризации резерва предстоящих расходов на оплату отпусков сумма рассчитанного резерва в части неиспользованного отпуска, определенная исходя из среднедневной суммы расходов на оплату труда и количества дней неиспользованного отпуска на конец года, превышает фактический остаток неиспользованного резерва на конец года, то сумма превышения подлежит включению в состав расходов на оплату труда. Если по итогам инвентаризации резерва предстоящих расходов на оплату отпусков сумма рассчитанного резерва в части неиспользованного отпуска, определенная исходя из среднедневной суммы расходов на оплату труда и количества дней неиспользованного отпуска на конец года, оказывается меньше фактического остатка неиспользованного резерва на конец года, то отрицательная разница подлежит включению в состав внереализационных доходов.

5. Если при уточнении учетной политики на следующий налоговый период налогоплательщик посчитает нецелесообразным формировать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, то сумма остатка указанного резерва, выявленного в результате инвентаризации по состоянию на 31 декабря года, в котором он был начислен, для целей налогообложения включается в состав внереализационных доходов текущего налогового периода.

Читайте так же:  Документы для получения выплаты по рождению военнослужащему

6. В аналогичном порядке налогоплательщик осуществляет отчисления в резерв предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год.

Источник: http://base.garant.ru/10900200/2e0af6108be48e0dd14620525a20496d/

Резервы на выплату вознаграждения по итогам года: обманчивая простота

Какие сложности подстерегают бухгалтера при формировании резерва на выплату годовых премий и как преодолеть эти сложности? В настоящей статье на эти вопросы отвечает руководитель отдела экспертизы налоговых обязательств аудиторской компании МКПЦН Андрей Камалетдинов.

Вводная информация

Анализ действующего законодательства показывает, что порядок создания резерва на выплату вознаграждений по итогам года аналогичен порядку создания резервов на оплату отпусков (п. 6 ст. 324.1 НК РФ). Казалось бы, что в этом случае может быть сложного в создании резерва по вознаграждениям? Принимаем решение о создании резерва и формируем его по аналогии с резервом на оплату отпусков.

Однако характер расходов в виде оплаты отпусков не идентичен по своей сути расходам на выплату вознаграждений по итогам года. Ведь, как правило, выплата премии по итогам года производится в периоде, следующим за годом, за который производится выплата премии. А оплата отпусков производится в периоде, когда отпуск фактически предоставляется сотруднику.

Несмотря на указанные расхождения иного порядка для создания резерва на выплату вознаграждений по итогам года законодательством не установлено. При этом предлагаемый законодательством порядок формирования резерва на выплату премий, как это обычно бывает, оставляет больше вопросов, чем ответов. В данной статье мы попробуем рассмотреть различные варианты учета расходов на формирование резерва для выплаты вознаграждения по итогам года и постараемся выбрать из них наиболее корректный. Обратите внимание: все разъяснения контролирующих органов, данные в отношении порядка формирования резерва на выплату отпусков, применяются и к резерву на выплату премий по итогам года на основании все того же пункта 6 статьи 324.1 НК РФ.

Общие правила

Порядок формирования резервов на выплату вознаграждений по итогам года предусмотрен статьей 324.1 НК РФ.

Для целей формирования резерва налогоплательщик обязан составить специальную смету, в которой отражается расчет размера ежемесячных отчислений в резерв. При этом следует исходить из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков. Данная сумма должна включать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с расходов на оплату отпусков.

На конец налогового периода налогоплательщик обязан провести инвентаризацию указанного резерва. При этом недоиспользованные на последнее число текущего налогового периода суммы указанного резерва включаются в состав налоговой базы текущего налогового периода. Инвентаризация резерва проводится один раз в год по состоянию на 31 декабря.

Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работникам должен быть уточнен исходя из следующих факторов:
— количество дней неиспользованного отпуска;
— среднедневной суммы расходов на оплату труда работников (с учетом
установленной методики расчета среднего заработка);
— страховых взносов на обязательное пенсионное страхование,
обязательное социальное страхование на случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное
медицинское страхование, обязательное социальное страхование от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Анализ указанных норм, раскрывающих порядок формирования резерва, не позволяет говорить о наличии единственного метода для формирования резерва на выплату вознаграждения по итогам года в связи с отсутствием четкого порядка, а также в связи с вышеупомянутыми различиями между резервом на оплату отпусков и резервом на выплату премии.

Далее мы рассмотрим существующие разъяснения судов и контролирующих органов. На их основании мы определим возможные методики формирования резерва на выплату вознаграждений по итогам года и оценим связанные с этими методиками риски.

Что понимать под «недоиспользованными суммами резерва»

В налоговом законодательстве понятие «недоиспользованные суммы резерва» (напомним, их необходимо включить в налоговую базу текущего периода) не раскрывается.

Однако на этот счет существует мнение Президиума ВАС РФ. Под недоиспользованной на последний день текущего налогового периода суммой резерва на оплату отпусков понимается разница между суммой начисленного в отчетном периоде резерва на оплату отпусков и суммой фактических расходов на оплату использованных отпусков, а также расходов на предстоящую оплату не использованных в отчетном году законодательно предусмотренных отпусков (постановление Президиума ВАС РФ от 26.04.05 № 14295/04). Отметим, что приведенная расшифровка понятия «неиспользованная сумма резерва» поддерживается контролирующими органами (письма Минфина России от 09.07.04 № 03-03-05/2/46, МНС России от 15.03.04 № 02-5-10/13, от 18.08.04 № 02-5-11/[email protected], от 15.09.04 № 26-12/60128).

Таким образом, применительно к резерву на выплату премий расшифровка понятия «недоиспользованные суммы резерва» звучит как «разница между суммой начисленного в отчетном периоде резерва на выплату премий и суммой фактически выплаченных премий, а также расходов на предстоящую оплату премий за текущий период».

При этом Минфин в письме от 20.03.09 № 03-03-06/4/19 пришел к выводу: в отношении резерва на выплату вознаграждений по итогам работы за год организация в учетной политике должна определить обоснованный критерий, по которому на последнюю дату налогового периода будет уточняться размер остатка резерва, переходящего на следующий налоговый период (например, процент от прибыли или сумма на одного работника). Отсутствие подобного критерия означает нарушение организацией установленного порядка признания в целях налогообложения суммы резерва на выплату вознаграждений по итогам работы за год (письмо МНС России от 15.03.04 № 02-5-10/13).

Следовательно, уточненная сумма резерва будет являться планируемой к выплате суммой премии по итогам работы за год. Если сумма созданного за отчетный год резерва будет соответствовать планируемой к выплате за указанный период премии, то неиспользованной суммы резерва по состоянию на последнюю дату налогового периода у организации не будет.

На основании вышеизложенного порядок создания резерва будет следующим.

Пример 1

Предположим, что на основании расчета от 31 декабря 2008 года в 2009 году был начислен резерв на выплату премии в сумме 1 000,00 руб. По состоянию на 31 декабря 2009 года проведена инвентаризация, а также составлен уточненный расчет на основании утвержденного в учетной политике критерия. По полученным в результате данным планируемая к выплате за 2009 год премия составляет 1 000,00 рублей. Соответственно, остаток неиспользованного резерва отсутствует.

Читайте так же:  Выплата дивидендов частями в течение года

На основании расчета от 31 декабря 2009 года предполагается создать в 2010 году резерв на выплату премии за 2009 год в сумме 2 000,00 руб. В этом случае, начиная с января 2010 года организация производит отчисления в резерв в размере 1/12 от 2 000,00 руб.

В апреле 2010 года производится выплата премии за 2009 год в сумме 700,00 руб.

По состоянию на 31 декабря 2010 года проводится инвентаризация, а также составляется. По полученным в результате данным планируемая к выплате за 2010 год премия составляет 2 000,00 рублей. Таким образом у организации возникает сумма неиспользованного резерва в размере 300,00 рублей, которая может быть перенесена на следующий год при соблюдении двух условий. Первое: организацией принято решение о создании в следующем году суммы аналогичного резерва. Второе: возможность переноса резерва закреплена в учетной политике (письмо МФ РФ от 20.03.2009г. № 03-03-06/4/19). В противном случае сумма неиспользованного резерва подлежит включению в состав внереализационных доходов.

В случае применения указанного порядка существует риск возникновения разногласий о правомерности невключения созданного в 2009 году резерва в состав внереализационных доходов. Ведь данный резерв может трактоваться налоговыми органами как неиспользованный (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.04.07 № А78-4901/06-С2-28/232-04АП-221/07-Ф02-2259/07). В упомянутом судебном решении налогоплательщику вменялось в вину занижение налоговой базы как раз по причине невключения неиспользованного резерва в состав внереализационных доходов 2004 года. И это несмотря на наличие положений по учетной политике на 2004 и 2005 годы, в которых предусматривалось создание резерва предстоящих расходов и платежей на оплату отпусков. В итоге федеральный суд подтвердил правомерность действий налогоплательщика, однако нельзя не отметить тот факт, что суды первой и апелляционной инстанций идею налоговиков поддержали.

Пример 2

Буквальное прочтение положений статьи 324.1 НК РФ позволяет сделать вывод, согласно которому налогоплательщик в любом случае обязан по состоянию на последний день налогового периода включить сумму неиспользованного резерва в состав внереализационных доходов. Правда, такая трактовка исключает экономический смысл предоставленной налогоплательщику возможности формирования резерва (равномерное признание расходов и финансовое планирование).
Если исходить из буквального прочтения, порядок создания резерва в первый год его формирования будет следующим (по данным примера 1).

После создания в течение 2009 года суммы резерва по результатам проведенной на 31 декабря 2009 года инвентаризации вся сумма резерва в размере 1 000,00 рублей подлежит включению в состав внереализационных доходов текущего периода. В 2010 году разница между созданным резервом и выплаченной премией в размере 1 300,00 рублей включается в состав внереализационных расходов и т.д.

Однако и этот подход сотрудники налоговых органов могут оспорить. Так, налоговая инспекция предъявила претензии налогоплательщику в части неправомерного учета в составе расходов 2003 года затрат на выплату годовой премии из-за того, что резерв под указанную выплату создавался в 2002 году. При этом факт включения в состав внереализационных доходов 2002 года суммы ранее созданного резерва не был принят налоговым органом во внимание. Но в итоге для налогоплательщика все закончилось хорошо (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.07.04 № А56-40968/03).

Пример 3

Видео (кликните для воспроизведения).

Возможным вариантом создания резерва на выплату вознаграждения по итогам года представляется заранее утвержденный организацией порядок создания резерва на выплату премии в периоде фактической выплаты денежных средств сотрудникам.

В этом случае сумма резерва равномерно признается в течение года, в котором производится выплата премии. А по состоянию на 31 декабря 2009 года по результатам инвентаризации производится либо доначисление расходов (в случае превышения фактически произведенных выплат над суммой созданного резерва), либо восстановление части резерва и включение его в состав внереализационных доходов или перенос на следующий год (в случае превышения созданного резерва над фактическими выплатами).

Возможность использования данного метода косвенно подтверждает Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.01.07 № Ф04-8690/2006(29737-А70-37). В рамках указанного судебного решения сделан следующий вывод: включение в расходы 2003 года затрат на выплату премии за 2002 год неправомерно при условии создания налогоплательщиком в 2003 году резерва на выплату вознаграждения по итогам года (резерв на выплату премии в 2002 году налогоплательщиком не создавался).

Практические выводы

Таким образом, какой бы порядок создания резерва не применяла организация, проверяющие всегда могут сказать, что их метод не соответствует установленному законодательству. В этой ситуации необходимо помнить про пункт 7 статьи 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

По мнению автора настоящей статьи, наиболее обоснованным методом создания резерва на выплату вознаграждения по итогам года является порядок, описанный в примере 1. Такой способ наиболее полно учитывает требования законодательства, а также разъяснения и выводы контролирующих и судебных органов. Это позволяет довольно четко и аргументированно обосновать позицию организации в суде. Кроме того, как показывает практика, такой порядок формирования резерва является наиболее распространенным методом создания резервов на выплату вознаграждения по итогам года среди организаций.

Андрей Камалетдинов, руководитель отдела экспертизы налоговых обязательств аудиторской компании МКПЦН.

Источник: http://www.buhonline.ru/pub/comments/2010/9/3773

Минфин изменит правила формирования резерва на выплату вознаграждений по итогам года

Минфин планирует изменить порядок формирования резерва на выплату вознаграждения по итогам за год.

Об том сообщается в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, внесенных в Госдуму РФ вместе с проектом федерального бюджета .

Как отмечается в документе, НК РФ будет предусматривать возможность установления самостоятельного порядка формирования резерва на выплату вознаграждения по итогам за год.

В ведомстве поясняют, что в настоящее время применение для данного резерва порядка формирования резерва предстоящих расходов на оплату отпусков приводит к возникновениям споров между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Напомним, порядок учета расходов на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков для целей налога на прибыль установлен статьей 324.1 НК РФ. При этом указанной статьей установлено, что в аналогичном порядке налогоплательщик осуществляет отчисления в резерв предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год.

Читайте так же:  Региональный материнский семейный капитал в размере 100 тысяч - на что можно потратить

Источник: http://buh.ru/news/uchet_nalogi/96624/

Учет оценочных обязательств по вознаграждениям работникам в «1С:Предприятии 8»

До 1 января 2011 года организации имели право создавать резервы в целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода (п. 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ и ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности»). Пример таких резервов — резервы по оплате труда на оплату предстоящих отпусков и по оплате вознаграждений по итогам года.

Начиная с отчетности за 2011 год, отменено право организаций создавать резервы, предусмотренные пунктом 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности. В соответствии с ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» организации обязаны отражать в отчетности оценочные обязательства. Данное ПБУ обязаны применять все организации, кроме субъектов малого предпринимательства (п. 3 ПБУ 8/2010).

Условия признания оценочного обязательства отражены в пункте 5 ПБУ 8/2010:

  • существует обязанность, возникшая вследствие прошлых событий и исполнения которой организация не может избежать;
  • вероятно уменьшение экономических выгод организации;
  • можно обоснованно оценить величину оценочного обязательства.

В части расходов по оплате предстоящих отпусков и вознаграждений по итогам года должны соблюдаются следующие условия для признания оценочного обязательства:

1. Обязанность перед работником по выплате отпускных и вознаграждений по итогам года возникла вследствие прошлых событий. Таким событием может быть, например, заключение договора:

  • исполнения обязанности по оплате отпуска организация избежать не может, т. к. такая обязанность предусмотрена статьями 114, 132, 236 ТК РФ;
  • обязанность по выплате вознаграждений по итогам года устанавливается коллективными договорами, соглашениями и также обязательна для исполнения (ст. 135, 236 ТК РФ).

2. Сумма начисленных отпускных является расходом по обычным видам деятельности (п. 8 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

3. Организация обосновывает свою оценку расходов на предстоящую оплату отпускных в учетной политике как способ определения резервов.

Таким образом, расходы по оплате предстоящих отпусков и вознаграждений по итогам года, при соблюдении условий пункта 5 ПБУ 8/2010, в бухгалтерском учете являются оценочными обязательствами.

Экономическим смыслом отражения оценочного обязательства в учете является создание резервов под расходы, которые с высокой вероятностью произойдут в будущем.

В этом оценочное обязательство схоже с резервами, которые организация была вправе создавать до 2011 года. То есть, с отчетности за 2011 год в бухгалтерском учете вместо права на формирование резервов по оплате труда возникает обязанность по отражению оценочных обязательств по оплате труда.

В программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» необходимость формирования проводок по отражению в учете оценочных обязательств подключается в форме настроек параметров учета на закладке Оценочные обязательства (рис. 1). Если организация ведет бухгалтерский учет оценочных обязательств по оплате труда в соответствии с ПБУ 8/2010, то в настройках параметров учета для этой организации устанавливается флажок Формировать оценочные обязательства в бухгалтерском учете.

Порядок отражения в бухгалтерском учете

До 1 января 2011 года организации имели право создавать резервы в целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода (п. 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ и ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности»). Пример таких резервов — резервы по оплате труда на оплату предстоящих отпусков и по оплате вознаграждений по итогам года.

Начиная с отчетности за 2011 год, отменено право организаций создавать резервы, предусмотренные пунктом 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности. В соответствии с ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» организации обязаны отражать в отчетности оценочные обязательства. Данное ПБУ обязаны применять все организации, кроме субъектов малого предпринимательства (п. 3 ПБУ 8/2010).

Условия признания оценочного обязательства отражены в пункте 5 ПБУ 8/2010:

  • существует обязанность, возникшая вследствие прошлых событий и исполнения которой организация не может избежать;
  • вероятно уменьшение экономических выгод организации;
  • можно обоснованно оценить величину оценочного обязательства.

В части расходов по оплате предстоящих отпусков и вознаграждений по итогам года должны соблюдаются следующие условия для признания оценочного обязательства:

1. Обязанность перед работником по выплате отпускных и вознаграждений по итогам года возникла вследствие прошлых событий. Таким событием может быть, например, заключение договора:

  • исполнения обязанности по оплате отпуска организация избежать не может, т. к. такая обязанность предусмотрена статьями 114, 132, 236 ТК РФ;
  • обязанность по выплате вознаграждений по итогам года устанавливается коллективными договорами, соглашениями и также обязательна для исполнения (ст. 135, 236 ТК РФ).

2. Сумма начисленных отпускных является расходом по обычным видам деятельности (п. 8 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

3. Организация обосновывает свою оценку расходов на предстоящую оплату отпускных в учетной политике как способ определения резервов.

Таким образом, расходы по оплате предстоящих отпусков и вознаграждений по итогам года, при соблюдении условий пункта 5 ПБУ 8/2010, в бухгалтерском учете являются оценочными обязательствами.

Экономическим смыслом отражения оценочного обязательства в учете является создание резервов под расходы, которые с высокой вероятностью произойдут в будущем.

В этом оценочное обязательство схоже с резервами, которые организация была вправе создавать до 2011 года. То есть, с отчетности за 2011 год в бухгалтерском учете вместо права на формирование резервов по оплате труда возникает обязанность по отражению оценочных обязательств по оплате труда.

В программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» необходимость формирования проводок по отражению в учете оценочных обязательств подключается в форме настроек параметров учета на закладке Оценочные обязательства (рис. 1). Если организация ведет бухгалтерский учет оценочных обязательств по оплате труда в соответствии с ПБУ 8/2010, то в настройках параметров учета для этой организации устанавливается флажок Формировать оценочные обязательства в бухгалтерском учете.

Порядок отражения в налоговом учете

Оценочные обязательства по оплате труда, признаваемые в бухгалтерском учете, могут по желанию организации признаваться и в налоговом учете.

Порядок учета расходов на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет в налоговом учете регламентируется статьей 324.1 НК РФ.

Читайте так же:  Ответственность должников, не платящих по взятым кредитам

В целях сближения бухгалтерского и налогового учета организации, принимающие решение о формировании резерва по оплате труда в налоговом учете, в бухгалтерском учете рассчитывают величину резерва и процент ежемесячных отчислений в порядке, установленном НК РФ.

В программе для организаций, формирующих резервы предстоящих расходов на оплату труда в налоговом учете, в настройках параметров учета дополнительно устанавливается флажок Формировать резервы в налоговом учете по налогу на прибыль (см. рис. 1).

Определение величины оценочного обязательства

Специального порядка для расчета величины оценочного обязательства в ПБУ 8/2010 не предусмотрено, однако указано, что денежная оценка такого обязательства должна отражать наиболее реальную величину расходов, необходимых для расчетов по нему (п. 15 ПБУ 8/2010).

Организация для расчета величины оценочных обязательств по оплате труда вправе применить метод, предусмотренный статьей 324.1 НК РФ: умножить процент, рассчитанный заранее и отраженный в учетной политике, на сумму расходов по оплате труда и страховых взносов текущего месяца. Следовательно, метод расчета величины оценочных обязательств, применяемый в бухгалтерском учете, будет совпадать с методом расчета величины резервов в налоговом учете, т. е. сумма ежемесячно признанного оценочного обязательства будет равна сумме ежемесячного отчисления в резерв.

Постоянных и временных разниц в бухгалтерском учете не возникнет.

В программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» реализовано два алгоритма расчета сумм ежемесячно признаваемых оценочных обязательств для БУ и сумм отчислений в резерв для НУ:

  • процентом от сумм начислений по оплате труда и исчисленных с них страховых взносов* (см. рис. 2);
  • процентом от сумм начислений по оплате труда.

Выбор применяемого в организации алгоритма производится в настройках параметров учета (см. рис. 1). При этом процент отчислений и список базовых начислений указывается отдельно для каждого оценочного обязательства (резерва).

Перечень учитываемых в организации оценочных обязательств приводится в нижнем табличном поле формы настроек параметров учета. Это могут быть оценочные обязательства по оплате предстоящих отпусков, вознаграждений по итогам года и т. п. Список оценочных обязательств и резервов хранится в программе в специализированном справочнике Оценочные обязательства и резервы (подменю Учет зарплаты -> Аналитический учет -> Оценочные обязательства и резервы). При использовании программы «1С:Зарплата и управление персоналом 8» совместно с «1С:Бухгалтерией 8» этот справочник синхронизируется с одноименным справочником бухгалтерской программы. Справочник Оценочные обязательства и резервы используется для ведения аналитического учета на счете 96 «Резервы предстоящих расходов».

Для каждого оценочного обязательства (резерва) в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» задается процент для расчета сумм ежемесячно признаваемых расходов и список базовых начислений (см. рис. 3).

Эти сведения могут быть введены через форму настроек параметров учета либо указываться непосредственно для элемента справочника Оценочные обязательства и резервы. Процент задается отдельно для каждой организации. Если процент для организации не задан или равен нулю, то оценочное обязательство в учете этой организации отражаться не будет.

При отражении расходов на оплату труда оценочные обязательства в бухгалтерском учете и резервы в налогово мучете отражаются по кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов» (см. рис. 4). Начиная с версии 2.5.40 программы «1С:Зарплата и управление персоналом 8», версии 2.0.27 программы «1С:Бухгалтерия 8» отменено использование субсчетов (96.01, 96.02) для ведения учета на счете 96.

Сумма признаваемого оценочного обязательства рассчитывается процентом от результатов базовых начислений за месяц с учетом либо без учета (в зависимости от выбранного в параметрах учета алгоритма) сумм страховых взносов, исчисленных с базовых начислений. Дебетовая часть проводки подбирается по результатам отражения в учете сумм начислений, составивших базу для расчета суммы оценочного обязательства, статья затрат при этом может заменяться по настроенным в регистре Соответствие статей затрат отражения зарплаты в регл.учете правилам замены.

В налоговом учете для исчисления налога на прибыль оценочные обязательства признаются в тех же размерах, что и в бухгалтерском (Сумма НУ в проводке равна Сумме).

Если резервы в налоговом учете не формируются (соответствующий флажок в настройках параметров учета не установлен), то сумма оценочного обязательства отражается только в бухгалтерском учете (в колонке Сумма, реквизит Сумма НУ = 0), при этом возникает временная разница (отражается в колонке Сумма ВР).

Списание оценочного обязательства

В течение года при фактических расчетах по оплате труда в БУ списывается сумма затрат по отпускам или вознаграждениям признанного ранее оценочного обязательства (п. 21 ПБУ 8/2010) согласно алгоритму, приведенному на рисунке 5, сумма использованного резерва в НУ совпадет с суммой списанного оценочного обязательства. Постоянных и временных разниц в бухгалтерском учете не возникает.

Фактически начисленные суммы во исполнение принятого обязательства должны отражаться в дебет счета 96. Для этого в программе необходимо выполнить следующие настройки:

  • для оценочного обязательства по оплате отпусков — достаточно указать это обязательство в форме настроек параметров учета организации (см. рис. 6). Тогда отражение расходов на начисление отпускных выплат в этой организации будет производиться по дебету счета 96 и этому оценочному обязательству, независимо от прочих настроек отражения в учете;
  • для оценочных обязательств по вознаграждениям по итогам года потребуется указать способ отражения для соответствующего вида расчета (см. рис. 7).

Отпускными выплатами для целей формирования проводок по списанию оценочных обязательств в программе считаются виды начислений, удовлетворяющие следующим условиям: со способом расчета По среднему заработку для отпуска по календарным дням или По среднему заработку для отпуска при расчете из рабочих дней; не являющиеся учебным отпуском (обозначение в табеле рабочего времени не должно быть равно Отпуск дополнительный (оплачиваемый учебный)); не являющиеся пособием по социальному страхованию.

По дебету счета 96 будут отражены как суммы соответствующих выплат (отпускные и т. п.) — в корреспонденции со счетом 70, так и взносы, начисленные с этих выплат — в корреспонденции с субсчетами 69 счета.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://buh.ru/articles/documents/14877/

Резерв на выплату вознаграждения по итогам года
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here