Порядок проведения административного задержания

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Порядок проведения административного задержания" от профессионалов с полным описанием проблематики. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то вы всегда можете задать вопрос дежурному специалисту.

Статья 27.5. Сроки административного задержания

Статья 27.5. Сроки административного задержания

1. Анализ правил ч. 1 и 4 ст. 27.5 позволяет сделать ряд выводов:

1) по общему правилу срок административного задержания не должен превышать 3 часа. Это означает, что он может быть и меньшим, но никак не большим;

2) упомянутый срок исчисляется с момента доставления в место (помещение), указанное в ст. 27.2 (см. коммент. к ней), а не с момента, например, когда лицо было остановлено милицейским патрулем на улице;

3) срок административного задержания лиц, находящихся в состоянии опьянения (в т.ч. алкогольного, наркотического), исчисляется не с момента доставления, а с момента, когда наступило вытрезвление (он устанавливается в порядке, предусмотренном соответствующими правовыми актами Минздравсоцразвития России и МВД России, например, действующими в медвытрезвителях). Степень опьянения в данном случае роли не играет.

2. Из указанного общего правила есть ряд изъятий (предусмотренных в ч. 2, 3 ст. 27.5), когда срок административного задержания может превышать 3 часа:

1) если в отношении лица ведется дело об административном правонарушении, которое может повлечь такое административное наказание, как административный арест, срок административного задержания не может превышать 48 часов (например, если лицо совершило мелкое хулиганство, см. коммент. к ст. 20.1);

2) если лицо совершило административное правонарушение, направленное на установленный режим Государственной границы РФ (в иных случаях, прямо указанных в ч. 2 ст. 27.3), срок административного задержания также не может превышать 48 часов.

И в данных случаях срок административного задержания исчисляется с момента доставления (вытрезвления). Срок административного задержания включается в срок административного ареста (см. коммент. к ст. 3.9). О том, что ч. 3 ст. 27.5 не противоречит Конституции РФ см. постановление КС от 16.06.09 N 9-П.

Источник: http://base.garant.ru/5872064/27a12ddeb9841cd9ea909a23e9f4e539/

Порядок применения административного задержания

Для обеспечения своевременного и правильного рассмотрения административного дела в отношении потенциального нарушителя может применяться ограничение свободы. Административное задержание не является санкцией за проступок, а его максимальный срок жестко ограничен нормами КоАП РФ. В этой статье разберем, при каких обстоятельствах гражданин может быть задержан, и влияет ли факт задержания на назначение наказания.

Что это такое

Сразу после вынесения постановления режим задержания аннулируется, а нарушитель приступает к исполнению наказания, либо освобождается. Выделим ключевые моменты, которыми характеризуется порядок применения задержания:

  • ограничение свободы носит исключительный характер – при задержании составляется протокол, в котором должны быть указаны основания для такого решения;
  • применять указанную меру могут только должностные лица и ведомства, перечисленные в ст. 27.3 КоАП РФ;
  • установление предельных сроков задержания обязывает рассмотреть дело незамедлительно после поступления протокола в суд, либо иной уполномоченный орган.

В законе не указан точный перечень мотивов, по которым граждан могут задерживать. Исходя из положений судебной практики, к таким основаниям может относиться пресечение правонарушения, имеющего повышенную общественную опасность, предотвращение дальнейших негативных последствий и т.д. Кроме того, задержание используется по статьям, за которые грозят санкции в виде ареста или выдворения за пределы РФ.

Как оформляется задержание

При выявлении факта нарушения, должностными лицами составляется протокол с указанием конкретной статьи КоАП РФ, по которой будет рассматриваться дело. Если в момент пресечения проступка устанавливаются исключительные основания для задержания, об этот составляется самостоятельный протокол. В содержании этого документа указываются следующие сведения:

  • дата и место оформления протокола;
  • информация о должностном лице, принявшем такое решение;
  • сведения о задержанном гражданине;
  • время, место и мотивы ограничения свободы.

Таким образом, уже непосредственно при задержании гражданину разъясняются причины такого процессуального решения. С содержанием протокола задержанный гражданин знакомится под роспись, вправе подавать возражения и объяснения. Отказ от подписи удостоверяется с участием понятых, а копия документа выдается гражданину по его просьбе.

Решение о задержании может быть обжаловано через суд по общим правилам КоАП РФ, а рассмотрение жалобы должно проходить немедленно после ее поступления.

Задержание может применяться даже к несовершеннолетним гражданам, однако они помещаются отдельно от взрослых нарушителей. Можно выделить следующие правила содержания задержанных лиц:

  • ограничение свободы происходит в помещении органов, указанных в ст. 27.3 КоАП РФ, либо в спецучреждениях, предусмотренных федеральными нормативными актами;
  • размещение задержанных лиц вместе с гражданами, отбывающими арест, запрещено;
  • каждому задержанному лицу гарантируется питание и медицинская помощь по нормативам, утвержденным Правительством РФ.

Режим ограничения свободы будет действовать до момента рассмотрения дела, либо до истечения предельного срока задержания.

В зависимости от статуса задержанного лица, а также его волеизъявления, сразу после составления протокола уведомляются:

  • родственники гражданина и/или его защитник (адвокат или иной представитель) – если от задержанного поступила такая просьба;
  • военная полиция или командование части – если задержан военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы;
  • иные органы или ведомства, в которых гражданин проходит службу.

Указанное уведомление направляется в устной или письменной форме с соответствующей отметкой в материалах административного дела.

Срок задержания

Должностные лица и уполномоченные органы не могут произвольно устанавливать сроки ограничения свободы. Для этого нужно руководствоваться статьей 27.5 КоАП РФ:

  • стандартный срок задержания составляет не более трех часов – он используется для установления личности граждан, не имеющих при себе документов, для оформления процессуальных документов, направления на медосвидетельствование и т.д.;
  • если проступок связан с нарушением государственной границы, таможенных правил или иных аналогичных режимов, срок задержания может составить до 48 часов;
  • если в состав санкций за правонарушение входит арест или выдворение за пределы страны, ограничение свободы также может составлять 48 часов.
Читайте так же:  Шоферская медкомиссия сколько стоит, как пройти и как получить мед справку

Дальнейшая процедура привлечения к ответственности будет проходить по общим правилам, в том числе с возможностью принудительного доставления.

Если для рассмотрения дела использовано задержание, административный материал незамедлительно направляется в суд, либо иной орган. Не позднее суток после получения протокола дело должно быть рассмотрено с вынесением постановления.

В КоАП РФ указаны специальные правила исчисления сроков ограничения свободы:

  • период задержания начинается с момента добровольного или принудительного доставления гражданина в служебное помещение уполномоченного органа;
  • если нарушитель был задержан в состоянии опьянения, срок начинает течь с момента его вытрезвления.

Особенности применения задержания

Хотя временное ограничение свободы не рассматривается как мера наказания, оно будет учтено при назначении отдельных видов санкций. В частности, в срок назначенного ареста войдет весь период задержания – эти сведения будут указаны в постановлении. Сразу после рассмотрения такого дела арестованный гражданин будет направлен для отбывания наказания в спецучреждение МВД. Режим ареста будет отличаться от временного задержания более серьезными мерами контроля.

Если задержание применялось для лица, которому грозит выдворение за пределы РФ, после назначения наказания оно помещается в места временного содержания иностранцев или лиц без гражданства. Контроль за режимом выдворения осуществляет миграционная служба МВД, таможенные органы и иные ведомства.

Источник: http://adm-pravo.ru/otvetstvennost/ispolnenie-nakazaniya/administrativnoe-zaderzhanie/

Административное задержание: основания, порядок применения.

Административное задержание — мера процессуального обеспечения, заключающаяся в кратковременном лишении свободы физического лица, совершившего административное правонарушение.

Административное задержание применяется с целью пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления (ст. 27.1 КоАП РФ) в качестве процессуальной принудительной меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Перечень лиц, которые вправе осуществлять административное задержание, указан в статье 27.3 КоАП РФ. В него входят полицейские, сотрудники ведомственной и вневедомственной охраны, сотрудники военной автомобильной инспекции и другие.

Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание, не может быть произвольно расширен. Задержанное лицо может попросить об уведомлении его родственников, защитника либо администрации места работы. Это необходимо сделать в кратчайший срок.

Если задержан несовершеннолетний, необходимо в обязательном порядке уведомить его родителей или других законных представителей. Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы).

Задержанному нужно разъяснить его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

В случае административного задержания обязательно составление протокола. В нем указывают дату и место его составления, должность, фамилию и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.

Протокол об административном задержании подписывает должностное лицо, его составившее, и задержанный. Если задержанный отказывается подписать протокол, об этом в протоколе делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу только по его просьбе.

Срок административного задержания по общему правилу не должен превышать три часа.

Лицо может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов, если в отношении его ведется производство по делу об административном правонарушении:

  • посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации;
  • совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
  • о нарушении таможенных правил в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения.

Также на 48 часов может быть задержано лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест.

Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.

Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, указанных в статье 27.3 КоАП РФ. Это могут быть изоляторы временного содержания или специальные помещения, например внутри здания районного отдела милиции.

Помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления.

Несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, должны содержатся отдельно от взрослых.

Источник: http://legalquest.ru/administrativnyj-process/administrativnoe-zaderzhanie-osnovaniya-poryadok-primeneniya.html

Что такое административное задержание и на каких основаниях производится

Михаил Демидов (Юрист)

Автор: Михаил Демидов (Юрист) (Все статьи автора)

  • Что такое административное задержание и на каких основаниях производится — 21.01.2020
  • Куда жаловаться на страховую компанию по ОСАГО — 14.01.2020
  • Как проверить машину на ДТП — 10.01.2020

Право на свободное передвижение гарантируется человеку, пребывающему на территории России, статьёй 27 Конституции. Ограничение свободы, даже временное, должно иметь под собой законные основания — например, совершение гражданином преступления или менее значительного, но всё же нарушающего нормы права проступка. В последнем случае и применяется административное задержание. На какой срок и по отношению к кому оно может быть использовано — в следующей статье.

Читайте так же:  Как компенсировать ущерб в случае протекания крыши

Кто может и не может быть задержан

В соответствии со статьёй 27.3 , пунктом 1 Кодекса об административных правонарушениях, рассматриваемая мера может быть применена по отношению к любому физическому лицу.

В этом случае не имеют значения ни пол, ни возраст, ни национальность, ни занимаемая должность. Кроме того, не существует ограничений на административное задержание иностранных подданных и людей, не имеющих гражданства.

На практике всё сложнее. В соответствии с действующими нормами административное задержание не допускается в отношении:

  • президент;
  • члены правительства (премьер-министр, главы министерств);
  • члены законодательных органов: Совета Федерации (сенаторы) и Думы (депутаты);
  • прокуроры;
  • судьи;
  • лица, контролирующие соблюдение интересов отдельных общественных групп (омбудсмены);
  • иностранные дипломаты.

Действующая иерархическая система в полной мере блокирует рассматриваемую меру только касательно первого из перечисленных лиц.

Все остальные задержаны быть могут — но с соблюдением целого ряда формальностей, делающих кратковременную процедуру практически нецелесообразной.

Основания для применения

Указанный способ ограничения свободы используется, когда необходимо:

  • пресечь совершение правонарушения;
  • обеспечить исполнение судебного постановления.

Фактически это означает, что лицо, нарушающее закон, может быть задержано ещё до составления протокола. Всё просто: длящийся акт неуважения к обществу (чаще всего речь идёт о хулиганстве) должен быть прерван, а отвечать перед судом виновнику придётся в любом случае. Само по себе такое задержание не является наказанием — только временной мерой.

Кроме того, ограничение свободы может быть применено в отношении гражданина, не совершающего хулиганских действий, но уклоняющегося от выполнения решения суда, сбежавшего из мест отбывания заключения, прохождения службы, принудительного лечения и так далее.

Во всех остальных случаях, если оснований для ограничения свободы нет, задержание будет признано незаконным.

Так, если человек в ходе совершения правонарушения был остановлен сотрудниками правоохранительных органов, признал проступок и прошёл процедуру составления протокола, он должен быть отпущен на свободу — вплоть до решения суда.

Кто имеет право задерживать

Несмотря на распространённое мнение, свобода передвижения может быть временно ограничена не только полицейским. Как следует из части 1, пунктов 1–10 статьи 27.3 названного выше документа, в случае необходимости применять меру имеют право сотрудники:

  • полиции — при выявлении правонарушения или по обращению уполномоченных лиц;
  • национальной гвардии, ведомственной охраны, сторожевых подразделений — при обнаружении опасности или попыток проникновения на охраняемый объект;
  • военной, военной автомобильной полиции, спасательных подразделений — для предотвращения порчи имущества, побега или несанкционированного проникновения на территорию, препятствования проведению спасательных операций;
  • таможенных и пограничных органов — при выявлении правонарушений в соответствующих областях, включая попытки пересечь границу и провезти через неё незадекларированную или запрещённую поклажу;
  • органов судебно-исполнительной системы — при обнаружении попыток повредить имущество, принадлежащее учреждению, или проникнуть на занимаемую им территорию;
  • подразделений, уполномоченных на проведение контртеррористических мероприятий — в ответ на попытку помешать операции.

Помимо того, соответствующий исполнительный орган, как следует из части 2 указанной статьи, должен составлять списки лиц, имеющих право на осуществление задержания.

Гражданин, не имеющий отношению к одному из перечисленных ведомств (список исчерпывающий) и не внесённый в табель, применять эту меру не имеет права.

В противном случае его действия будут незаконны: неправомерно задержанный получит возможность оспорить процедуру в судебном порядке и получить компенсацию морального вреда, а сотруднику, превысившему полномочия, будет вынесено предупреждение.

Полезно знать:

Порядок ограничения свободы

Сотрудники исполнительных органов, проводящие задержание, действуют в соответствии с существующим регламентом: инструкции для разных ведомств отличаются друг от друга.

Однако общие моменты, обязательные к исполнению, вычленить можно. С точки зрения задерживаемого правомерно осуществляемый процесс должен выглядеть следующим образом:

  1. Уполномоченное лицо подходит, представляется, называет причину обращения. В качестве последней может выступать длящееся или уже законченное правонарушение, постановление суда, ориентировка из военной части, психиатрической лечебницы, учреждения ФСИН и так далее. На этом этапе нужно попросить обращающегося документ, подтверждающий его полномочия, а также, если не было понятно в первый раз, — повторить причину ограничения свободы.
  2. Составляет, согласно предписаниям части 1 статьи 27.4 , протокол о задержании. В документе обязательно приводятся:
  • ФИО, должность и звание уполномоченного сотрудника;
  • ФИО задерживаемого, его домашний адрес, если это должностное лицо — место работы;
  • основания, на которых временно ограничивается свобода;
  • время составления;
  • отметка о разъяснении гражданину его прав в связи с произведённым задержанием;
  • пояснения и комментарии самого задерживаемого;
  • прочие важные данные.

В соответствии с частью 4 статьи 27.3 о задержании несовершеннолетнего в самые короткие сроки должны быть извещены его родители, усыновители, опекуны, прочие ответственные лица. То же, с направлением уведомления в соответствующую инстанцию, касается военнослужащих и призванных на сборы (часть 4.1).

  1. Протокол подписывается обеими сторонами. Согласно части 2 статьи 27.4 задерживаемый имеет право отказаться от подписи — в частности, если считает, что были нарушены его права. Отказ не отменяет права потребовать себе копию документа — в дальнейшем она может быть использована для подготовки искового заявления в суд.
  2. Гражданина, ограниченного в перемещениях, доставляют в специальное помещение. Здесь он может требовать медицинской помощи, нормального (в рамках общего содержания) питания, доступа к базовым средствам гигиены. Граждане, не достигшие совершеннолетия, размещаются отдельно от взрослых.

По истечении срока задержания нарушителя направляют в суд, который, по рассмотрении дела, выносит решение.

Читайте так же:  Дивиденды порядок и сроки начисления и выплаты в ооо

Оспорить постановление можно, пока не прошло 10 дней с момента получения копии — если отсутствуют продлевающие срок уважительные причины.

Как долго могут держать?

Как следует из статьи 27.5 , стандартное время задержания составляет 3 часа. По истечении этого времени гражданин должен быть, в случае выявления ошибки, отпущен.

Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 27.3 , задержанный вправе требовать, чтобы о его текущем положении известили родных, руководство и адвоката.

Срок увеличивается до 48 часов, если:

  • требуется уточнение обстоятельств происшедшего (самая распространённая, практически неоспариваемая причина);
  • пока не представляется возможным узнать имя совершившего противоправный поступок;
  • нарушены пограничные или таможенные нормы;
  • задержанный может быть подвергнут депортации или, в качестве более серьёзной меры, административному аресту.

Кроме того, для гражданина, находящегося в состоянии опьянения, время начинает отсчитываться с момента протрезвления. Оно может занимать до 48 часов; таким образом, всего в отделении можно провести до 96 часов.

Время нахождения в участке строго ограничено законом — и превышение срока само по себе является основанием для оспаривания действий полиции в суде.

Источник: http://pravoved365.ru/pravo/grazhdanskoe-pravo/administrativnoe-zaderzhanie

Статья 27.3. Административное задержание

Статья 27.3. Административное задержание

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 27.3 КоАП РФ

ГАРАНТ:

О конституционно-правовом смысле положений части 1 статьи 27.3 см. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 2009 г. N 9-П

1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ в пункт 1 части 1 статьи 27.3 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ пункт 2 части 1 статьи 27.3 настоящего Кодекса изложен в новой редакции

2) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, военнослужащие войск национальной гвардии Российской Федерации — при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 4 мая 2018 г. — Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 92-ФЗ

3) должностные лица военной автомобильной инспекции — при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 11 июля 2011 г. N 198-ФЗ в пункт 4 части 1 статьи 27.3 настоящего Кодекса внесены изменения

4) должностные лица пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

5) утратил силу с 1 июля 2003 г.;

Информация об изменениях:

Видео (кликните для воспроизведения).

6) должностные лица таможенных органов — при выявлении нарушений таможенных правил;

7) военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.12 настоящего Кодекса, а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

Информация об изменениях:

9) должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 настоящего Кодекса;

Информация об изменениях:

Пункт 10 изменен с 10 ноября 2017 г. — Федеральный закон от 30 октября 2017 г. N 309-ФЗ

10) должностные лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.35.1, 13.26, 17.3, 17.8, 17.8.1, 17.9, 17.14, 17.15, частями 1 и 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда);

Информация об изменениях:

Часть 1 дополнена пунктом 11 с 29 октября 2018 г. — Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 235-ФЗ

11) должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации — при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.88 настоящего Кодекса рассматривают органы военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 109 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, указанными в части 1 статьи 23.88 настоящего Кодекса, в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

Читайте так же:  Порядок начисления пенсионных баллов и контроль над их накоплением

2. Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с частью 1 настоящей статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

3. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

4. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ в часть 4.1 статьи 27.3 настоящего Кодекса внесены изменения

4.1. Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании иного лица, указанного в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, — орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июля 2010 г. N 132-ФЗ статья 27.3 настоящего Кодекса дополнена частью 4.2, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

4.2. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.

5. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Источник: http://base.garant.ru/12125267/6c61e286c98a931f79b98c1776b54fd1/

Порядок применения административного задержания

Административное задержание – это мера процессуального обеспечения, которая направлена на содействие расследованию административного правонарушения. О порядке применения задержания узнаете из статьи.

Что такое административное задержание

Под административным задержанием КоАП РФ понимает временное ограничение свободы гражданина.

Кто может осуществлять административное задержание?

Должностные лица ВАИ.

Сотрудники вневедомственной охраны МВД.

Должностные лица, которые осуществляют контртеррористическую операцию.

Сотрудники органов, отвечающие за контроль за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Список должностных лиц установлен в статье 27.3 КоАП и не может толковаться расширительно. Служащие иных органов таким правом не обладают.

По просьбе гражданина о мере пресечения уведомляются его родственники и защитник. Но если гражданин не достиг 18 лет, родителям должны сообщить о его задержании обязательно.

Если гражданин является сотрудником органов внутренних дел, УИС и иных государственных служб, о применении к нему административного задержания докладывается по месту работы.

Обращаем ваше внимание на то, что разъяснение задержанному его прав – это обязанность должностного лица. В случае ее неисполнения административное задержание может быть признано незаконным.

Гражданину должны быть разъяснены следующие права:

воспользоваться помощью защитника;

знать, почему его задержали;

давать показания по факту задержания или отказаться от дачи пояснений и т. д.

Срок административного задержания

Срок административного задержания не должен длиться более 3 часов подряд.

Однако законодатель предусмотрел несколько случаев, когда данная мера пресечения может осуществляться на 48 часов. К таковым относятся ситуации, когда дело об административном проступке возбуждено по следующим фактам:

посягательство на границу РФ или нарушение порядка пребывания в РФ;

совершение правонарушения во внутренних водах или территориальном море и иных особых международных зонах;

нарушение таможенных правил;

применение к лицу наказания в виде административного ареста.

Срок административного задержания начинает течь с момента привода лица в уполномоченный на задержание орган; а если гражданин находится в состоянии алкогольного опьянения – с момента его вытрезвления.

Административное задержание: основания и порядок применения

Задержание может быть использовано с целью обеспечить расследование в рамках возбужденного административного производства или исполнение уже вынесенного постановления по делу.

То есть административное задержание может быть применено только к лицу, в отношении которого возбуждено административное производство, то есть к тому, которое совершило проступок. Никакие иные доводы основаниями для этой меры быть не могут.

После того как лицо, подвергшееся административному задержанию, доставляется в уполномоченный орган, в течение не более 3 часов должен быть составлен протокол, который заполняется должностным лицом и подписывается задержанным.

В документе указываются:

данные о должностном лице, которое заполняет документ;

информация о гражданине;

данные об административном задержании;

Если гражданин отказывается ставить подпись в протоколе, об этом должна быть сделана запись.

По просьбе задержанного ему может быть выдан экземпляр документа.

Задержание в уголовном праве

Административное задержание отличается от задержания лица при подозрении в совершении преступления.

Последнее возможно при следующих обстоятельствах:

лицо застигнуто на месте правонарушения;

на личных вещах обнаружены следы преступления;

на гражданина указали свидетели, видевшие, как он совершил преступление;

при наличии иных сведений, которые позволяют подозревать лицо в совершении преступления.

Такое задержание допускается на срок до 2 суток с возможностью дальнейшего продления на 72 часа по решению суда.

Как защитить свои права при административном задержании

Одной из самых распространенных ситуаций, связанных с превышением полномочий должностными лицами при осуществлении административного задержания, является нанесение телесных повреждений гражданину.

Читайте так же:  Помощь малоимущим семьям вещами

В этом случае задержанному после того, как его отпустили, необходимо обратиться в учреждение здравоохранения и снять побои.

Составляется акт медицинского освидетельствования, в котором отражается информация о наличии телесных повреждений и предполагаемых способах их получения.

Желательно, чтобы физическое состояние до административного задержания смогли подтвердить свидетели. Это необходимо для доказательства факта нанесения побоев непосредственно в ходе осуществления процессуальных действий.

Далее с заявлением можно обратиться в прокуратуру или в суд.

Что еще нужно знать?

Административное задержание ни в коем случае не может применяться, если за данный состав правонарушения можно применить в качестве наказания штраф или предупреждение.

Кроме того, в случае когда личность гражданина можно установить на месте (например, он предоставил паспорт), задержание также применять нецелесообразно.

Если сотрудник полиции, например, просит пройти вас в отделение, не соглашайтесь сразу. Сначала выясните причины и основания задержания и сообщите об этом родственникам.

Обращаем ваше внимание на то, что при административном задержании лицо может быть подвергнуто досмотру. Данные следственные действия проводятся с участием понятых. О результатах составляется протокол или информация вписывается в протокол о задержании.

А вот снимать отпечатки пальцев и регистрировать задержанных сотрудники полиции не имеют права. Такая процедура в административном законодательстве предусмотрена только для случаев ареста или при установлении личности.

И, наконец, лицо, подвергшееся административному задержанию, вправе обжаловать действия уполномоченных лиц в прокуратуру или суд.

Источник: http://www.webohrannik.ru/sovetnik/administrativnye-pravonarusheniya/poryadok-primeneniya-administrativnogo-zaderzhaniya.html

Порядок и основания для административного задержания

Сутью административного задержания и его основным отличием от ареста считается кратковременность ограничения свободы. Как правило, задержание предшествует аресту, но в некоторых случаях до ареста дело не доходит. Вся процедура задержания регламентируется КоАП.

Кратковременное лишение свободы применяется:

  • Для предотвращения совершения правонарушения, предусмотренного КоАП.
  • Для проведения мероприятий по установлению личности задержанного.
  • Для оформления протокола о нарушении, если подобное оформление на месте совершения нарушения невозможно.
  • Для помощи в рассмотрении дела по административному производству или исполнения уже вынесенного решения по такому делу.

Кто вправе производить задержание?

Перечень лиц, имеющих право производить задержание, оговорён в КоАП и не может быть самовольно изменён. К таким

лицам относятся:
  • Сотрудники полиции, во всех случаях, когда необходимо предотвратить административное нарушение или оформить протокол об уже совершённом нарушении.
  • Сотрудники вневедомственной охраны и охранных структур при предотвращении проникновения на охраняемую территорию или причинении любого вида ущерба охраняемому имуществу.
  • Сотрудники военной автоинспекции при нарушении военнослужащими требований ПДД, которые в качестве наказания подразумевают меры воздействия административного характера.
  • Сотрудники пограничной службы при попытках незаконного проникновения на территорию России или предотвращения незаконного покидания территории РФ.
  • Сотрудники таможни при выявлении отступлений от таможенных правил.
  • Сотрудники Госнаркоконтроля при пресечении незаконного оборота веществ с наркотическим или психотропным воздействием.
  • Судебные приставы.

Задержанное лицо доставляется в место, исключающее возможность его самовольного покидания. Как правило, в качестве таких мест выступают районные отделения полиции, где имеются оборудованные помещения для содержания задержанных. Там же происходит оформление протокола о задержании.

Протокол служит обязательным атрибутом этого вида ограничения свободы гражданина и его оформление вменено в обязанность того, кто непосредственно производил эту процедуру.

В протоколе указывается:

  • Пространственно-временные параметры.
  • Информация о задерживаемом.
  • Основания задержания.

Обязательной для такого протокола является подпись ответственного лица, проводившего процедуру задержания. Задерживаемому лицу должно быть предложено подписать протокол, но при его нежелании это сделать достаточно будет соответствующей записи об отказе. По просьбе лица, в отношении которого проводилась процедура задержания, ему должна быть предоставлена копия протокола.

Задержанному должно быть объяснена причина подобного действия и разъяснены его основные права в данной ситуации. По просьбе задерживаемого сотрудники, осуществлявшие процедуру временного ограничения свободы, должны немедленно известить об этом его родных и близких, администрацию того предприятия, на котором работает гражданин.

Содержание задерживаемых лиц происходит в предназначенных для этого помещениях. Такие помещения должны соответствовать нормативам санитарного надзора и не допускать их покидания по собственной воле.

По действующему законодательству при наличии оснований гражданин может задерживаться не более чем на три часа. За это время ответственные сотрудники должны либо оформить постановление об правонарушении, предусмотренном КоАП, либо отпустить задержанного.

В некоторых ситуациях срок ограничения свободы увеличивается до двух суток:

  • При осуществлении административного делопроизводства, мерой наказания по которому является арест.
  • При отступлениях от таможенных правил.
  • При нарушении границы России или правил пребывания на её территории.

Срок временного ограничения свободы отсчитывается с момента доставки задержанного в место, где будет происходить оформление протокола и его дальнейшее содержание. В случае с задержанием нетрезвых граждан исчисление срока ведётся по другим правилам. Началом срока в этом случае будет не момент доставки гражданина для составления протокола, а момент его отрезвления.

При задержании лиц, которым не исполнилось 18 лет, обязательно должно осуществляться информирование их родителей. По их требованию присутствие родителей должно быть обеспечено и при составлении протокола о задержании.

Содержаться такие лица должны раздельно со взрослыми. В остальном задержание несовершеннолетних осуществляется по общим правилам.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://bukva-zakona.com/grazhdanskoe-pravo/administrativnoe-zaderzhanie

Порядок проведения административного задержания
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here