Понятие государственной тайны — составляющие сведения, порядок отнесения

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Понятие государственной тайны — составляющие сведения, порядок отнесения" от профессионалов с полным описанием проблематики. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то вы всегда можете задать вопрос дежурному специалисту.

Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 870 «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности» (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 870
«Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности»

С изменениями и дополнениями от:

15 января, 22 мая 2008 г., 18 марта 2016 г.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной тайне» Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности.

Председатель Правительства
Российской Федерации

4 сентября 1995 г.

Правила
отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности
(утв. постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 870)

С изменениями и дополнениями от:

15 января, 22 мая 2008 г., 18 марта 2016 г.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 18 марта 2016 г. N 214 в пункт 1 внесены изменения

1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной тайне» и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, при разработке ими развернутого перечня сведений, подлежащих засекречиванию (далее именуется — перечень), а также другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями при подготовке предложений о включении в перечень сведений, собственниками которых они являются.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 18 марта 2016 г. N 214 в пункт 2 внесены изменения

2. Перечень должен определять степень секретности конкретных сведений (группы сведений), а его структура — учитывать ведомственную или отраслевую специфику.

Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений.

Количественные и качественные показатели ущерба безопасности Российской Федерации определяются в соответствии с нормативно-методическими документами, утверждаемыми руководителями органов государственной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», которые наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, и согласованными с Межведомственной комиссией по защите государственной тайны (далее именуется — Межведомственная комиссия)*.

Разграничение полномочий по распоряжению сведениями, составляющими государственную тайну, между органами государственной власти определяется Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, опубликованным в открытой печати.

3. Сведения, отнесенные к государственной тайне, по степени секретности подразделяются на сведения особой важности, совершенно секретные и секретные.

К сведениям особой важности следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей.

К совершенно секретным сведениям следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей.

К секретным сведениям следует относить все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну. Ущербом безопасности Российской Федерации в этом случае считается ущерб, нанесенный интересам предприятия, учреждения или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной или оперативно-розыскной области деятельности.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 18 марта 2016 г. N 214 в пункт 4 внесены изменения

4. Руководители органов государственной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», наделенные полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, организуют разработку перечня и несут персональную ответственность за принятые ими решения о целесообразности отнесения конкретных сведений к государственной тайне.

Для разработки проекта перечня создается экспертная комиссия, в состав которой включаются компетентные специалисты, работающие со сведениями, составляющими государственную тайну.

В ходе подготовки проекта перечня экспертные комиссии в соответствии с принципами засекречивания сведений, установленными Законом Российской Федерации «О государственной тайне», проводят анализ всех видов деятельности соответствующих органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций с целью определения сведений, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Обоснование необходимости отнесения сведений к государственной тайне с указанием соответствующей степени секретности осуществляется собственниками этих сведений и оформляется в виде предложений для включения в проект соответствующего перечня.

Степень секретности сведений, находящихся в распоряжении нескольких органов государственной власти, устанавливается по взаимному согласованию между ними.

В перечень могут быть включены сведения, которые получены (разработаны) другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями или гражданами, не состоящими в отношении подчиненности к руководителю органа государственной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» или Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», утверждающему перечень. Степень секретности таких сведений устанавливается по согласованию между органом государственной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» или Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», разрабатывающими перечень, и собственником сведений.

Проект перечня, разработанный экспертной комиссией, представляется на утверждение руководителю органа государственной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» или Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», наделенному полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, который также решает вопрос о целесообразности засекречивания самого перечня.

Читайте так же:  Что означают чёрные номера на машине в россии

Утвержденные перечни в целях координации работ по защите государственной тайны направляются в Межведомственную комиссию.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 18 марта 2016 г. N 214 в пункт 5 внесены изменения

5. После утверждения перечни доводятся до:

органов государственной власти, органов местного самоуправления по запросу (в части, их касающейся);

предприятий, учреждений и организаций, действующих в сфере ведения органов государственной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», в части, их касающейся, по решению должностного лица, утвердившего перечень;

предприятий, учреждений и организаций, участвующих в проведении совместных работ, в объеме, определяемом заказчиком этих работ.

Руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций доводят перечни (выписки из перечней) до работников, допущенных к сведениям, составляющим государственную тайну, в части, их касающейся.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 18 марта 2016 г. N 214 в пункт 6 внесены изменения

6. Перечни пересматриваются в случае необходимости (при изменении международной обстановки, заключении международных договоров Российской Федерации, передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам, появлении новых достижений в области науки и техники и т.п.), но не реже, чем через 5 лет.

Пересмотр перечней осуществляется в том же порядке, что и их разработка.

Предложения по внесению в перечни дополнений и изменений направляются руководителям органов государственной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», утвердившим эти перечни, которые обязаны в течение трех месяцев организовать проведение экспертизы поступивших предложений и принять соответствующее решение.

Если принятие указанных предложений влечет за собой изменение Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, руководители органов государственной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» направляют проект соответствующего решения с обоснованием в Межведомственную комиссию для проведения экспертной оценки и принятия решения.

* Функции Межведомственной комиссии по защите государственной тайны в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 1994 г. N 614 временно возложены на Государственную техническую комиссию при Президенте Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. Указ Президента РФ от 6 октября 2004 г. N 1286 «Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны»

Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 870 «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности»

Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 14 сентября 1994 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 11 сентября 1995 г., N 37, ст. 3619

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 18 марта 2016 г. N 214

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 22 мая 2008 г. N 384

Постановление Правительства РФ от 15 января 2008 г. N 8

Источник: http://base.garant.ru/104742/

Порядок засекречивания и рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну и носителей государственной тайны.

Тема № 9. Правовой режим государственной тайны.

Понятие государственной тайны. Порядок отнесения сведений к государственной тайне.

Государственная тайна — это информация, сведения, несанкционированный доступ к которым может причинить вред интересам страны, государства. В Законе «О государственной тайне» дано такое определение: «государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации».

Информация тесно связана с ее носителями – материальными объектами, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.

Правовой основой режима секретности являются Конституция, законы Российской Федерации «О безопасности», «О государственной тайне», а также принятые на основе последнего закона акты Президента и Правительства*. Нужно отметить, что Закон «О государственной тайне» – первый в российской истории акт такого уровня по этому вопросу.

Можно назвать такие признаки государственной тайны:

1) это очень важные сведения;

2) их разглашение может причинить ущерб государственным интересам;

3) перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне, закрепляется федеральным законом;

4) она охраняется мерами уголовной ответственности (ст. 275, 276, 283 УК РФ) и иными принудительными средствами;

5) для ее охраны создан специальный административно-правовой режим – режим секретности.

Отнесены к государственной тайне и засекречены могут быть названные в законе сведения в военной области, о внешней политике, экономике, научно-исследовательских и проектных работах, технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, о разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности.

Секретность – важное средство обеспечения государственной безопасности. С другой стороны, засекречивание сведений – это предусмотренное Конституцией ограничение закрепленного ее ст. 27 права граждан «свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом».

Порядок засекречивания и рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну и носителей государственной тайны.

Режим секретности является постоянным, общегосударственным. Его требования обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Главные элементы режима секретности: правила засекречивания, защиты государственной тайны, рассекречивания.

Не подлежат засекречиванию сведения о:

• чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях;

• состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельскогохозяйства, преступности;

• привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

• фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами;

• размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

• состоянии здоровья высших должностных лиц России.

Должностные лица, засекретившие такие сведения, могут быть привлечены к ответственности, а граждане вправе обжаловать такие акты в суд.

Засекречивание сведений и их носителей состоит в установлении ограничений на их распространение и на доступ к их носителям. Установлены три степени секретности и соответствующие им грифы (реквизиты), проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительном документе на него: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

Читайте так же:  Места общего пользования в многоквартирном доме

Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать размеру ущерба, который может быть причинен безопасности страны в случае их распространения. Правила отнесения информации к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Рассекречивание сведений и их носителей — снятие ранее введенных ограничений на распространение информации и на доступ к ее носителям. Как правило, оно, как и засекречивание, производится в административном порядке, по решению тех должностных лиц, которые признали, что сведения относятся к государственной тайне.

По общему правилу срок засекречивания не должен превышать тридцати лет, и носители государственной тайны рассекречиваются не позднее сроков, установленных при их засекречивании. В исключительных случаях срок рассекречивания может быть продлен путем принятия специального решения.

Необходимо отметить, что некоторые сведения: об оперативно-розыскной, разведывательной деятельности и др. никогда не должны рассекречиваться.

Рассекречивание может производиться досрочно. Во-первых, в связи с международными обязательствами России. Во-вторых, из-за изменения объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной. Закон обязал органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, периодически, но не реже чем через каждые 5 лет, пересматривать содержание действующих перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в части обоснованности засекречивания сведений и их соответствия установленной ранее степени секретности.

Досрочное рассекречивание может быть осуществлено руководителями органов государственной власти, предприятия, организаций, если они установят, что их подчиненные необоснованно засекретили носители информации. Граждане вправе обращаться с запросами о рассекречивании в архивы и другие организации. Кроме того, обоснованность отнесения сведений к государственной тайне может быть обжалована в суд. Сведения могут быть рассекречены по просьбе гражданина или на основании решения суда.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9593 —

| 7380 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/19_308280_poryadok-zasekrechivaniya-i-rassekrechivaniya-svedeniy-sostavlyayushchih-gosudarstvennuyu-taynu-i-nositeley-gosudarstvennoy-tayni.html

Перечень сведений, составляющих государственную тайну

Перечень сведений, составляющих государственную тайну

В Конституции Российской Федерации определено: Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Одновременно с этим возникает ряд вопросов: А если информация является государственной тайной? Какие сведения ее составляют? Где узнать, что является государственной тайной?

Итак, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо в первую очередь иметь под рукой Федеральный закон «О государственной тайне» от 21.07.1993 № 5485-1 (далее — Закон «О государственной тайне»). Именно в нем определен Перечень сведений, составляющих государственную тайну татья 5). Это полный и всесторонний перечень сведений, в котором представлены сферы государственных интересов в соответствии с главными направлениями его деятельности: военной (оборона); экономической (в т.ч. в сфере науки и техники, связанных с обороной государства); внешнеполитической и внешнеэкономической, а также специальной (разведывательная, контрразведывательная и оперативно-розыскная деятельность государства).

Перечень сведений, составляющих государственную тайну это совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.

Государственную тайну составляют:

— сведения в военной области:

Видео (кликните для воспроизведения).

— сведения в области экономики, науки и техники:

— сведения в области внешней политики и экономики:

— сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму и в области обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты:

Категории сведений характеризуют сведения различной степени важности, и их несанкционированное распространение может нанести ущерб как государству в целом, так и его отдельным гражданам.

Для того чтобы этого не произошло Законом «О государственной тайне» предусмотрено засекречивание сведений, составляющих государственную тайну, т.е. эти сведения изымаются из свободного обращения. Засекречивание в соответствии с Законом «О государственной тайне» рассматривается как процесс установления ограничений по распространению конкретных сведений, относящихся к категории сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется в соответствии с принципами и в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Иначе говоря, засекречивание — это отнесение к государственной тайне конкретных сведений, уполномоченными на то руководителями.

Чтобы сформировать перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, необходимо обратиться к сведениям, составляющим государственную тайну. Для осуществления единой государственной политики в области засекречивания сведений межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует по предложениям органов государственной власти Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне — это следующий документ, который нам потребуется.

Одновременно по представлению Правительства Российской Федерации Президент Российской Федерации утверждает Перечень органов государственной власти, наделяемых полномочиями по распоряжению данными сведениями. Перечень утверждается Президентом Российской Федерации, подлежит открытому опубликованию и пересматривается по мере необходимости.

Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента Российской Федерации от 30.11.1995 № 1203) и содержит сведения в военной области, в области экономики, науки и техники, внешней политики и экономики, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение, которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации, а также наименования государственных органов, наделенных полномочиями по распоряжению этими сведениями.

Каждый из указанных в Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне, государственных органов наделен полномочиями по распоряжению сведениями отраслевой (ведомственной) принадлежности в рамках его компетенции, а также сведениями других собственников информации соответствующей тематической направленности по их представлению.

Итак, Законом определен Перечень сведений, составляющих государственную тайну, Президентом Российской Федерации утвержден Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне.

Читайте так же:  Декретные выплаты расчет и размеры пособия

На основании Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, в соответствии с перечнем сведений, составляющих государственную тайну, разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию, В эти перечни включаются сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы, и устанавливается степень их секретности, и срок засекречивания. Перечень должен определять степень секретности конкретных сведений (группы сведений), а его структура – учитывать ведомственную или отраслевую специфику. На основании развернутых перечней сведений, подлежащих засекречиванию, осуществляется засекречивание сведений, полученных (разработанных) в результате управленческой, производственной, научной и иных видов деятельности организаций. При засекречивании этих сведений их носителям присваивается соответствующий гриф секретности: особой важности, совершенно секретно или секретно. Перечень сведений, подлежащих засекречиванию, это третий обязательный документ, который также используется в деятельности организаций.

Таким образом, можно сказать, что на смену системе общегосударственного засекречивания пришла система отраслевых, ведомственных и программно-целевых перечней, которые быстро могут адаптироваться к происходящим изменениям в экономической и политической жизни страны.

Источник: http://centr.expert/perechen-svedeniy-sostavlyayushchih-gosudarstvennuyu-taynu

Понятие государственной тайны — составляющие сведения, порядок отнесения

Очень часто в СМИ мы слышим о так называемых засекреченных сведениях, а при поиске информации по определенным вопросам не можем ничего отыскать. Что же такое этот гриф секретности, почему некоторая информация требует государственной охраны и режима конфиденциальности? Давайте разберемся.

Что это такое

Государственная тайна представляет собой охраняемую информацию, относящуюся к различным областям государственной деятельности, утечка которой может причинить государству значительный ущерб. В зависимости от объемов ущерба, которому будет подвержено государства в случае разглашения тайных сведений, классифицируется засекреченная информация. Существует всего три уровня секретности:

  1. Информация, защищенная грифом «Секретно».
  2. Информация под грифом «Совершенно секретно».
  3. Данные под грифом «Особой важности».

За назначение грифов и отнесение информации к разряду секретной отвечают руководители государственной власти. Запреты и ограничение на распространение такого рода информации устанавливаются еще на стадии ее разработки или даже до ее начала. Причем срок засекречивания не должен быть больше 30 лет, он может продлеваться только в крайних случаях в соответствии с заключениями уполномоченных органов.

Информацию можно не только засекречивать на государственном уровне, но и наоборот — снимать с данных грифы конфиденциальности.

Доступ к государственной тайне получают некоторые граждане при занятии некоторых государственно важных должностей. Например, некоторые работники Правительства РФ, прокуратуры, судебной системы и т.д.

В отношении граждан, посягнувших на государственную тайну, могут применяться различные наказания. Самое легкое из них — тюремное заключение на период до 3 лет, а самое суровое — заключение на 20 лет и огромный денежный штраф.

Какие сведения считаются государственной тайной

Информацию, составляющую государственную тайну, определяет ФЗ «О государственной тайне». Закон разделяет сведения по следующим категориям:

  1. Военные данные.
  2. Экономические, технические и научные.
  3. Информация, связанная с внешней политикой и экономикой.
  4. Данные о деятельности разведывательного, оперативно-розыскного характера.

К первой относят информацию, связанную с изобретением, разработкой, производственной деятельностью оружия и боевой техники. Защищаются сведения о боеготовности армии, военные планы, стратегии. Данные о режимных объектах, включая месторасположение некоторых, а также действительная численность армии и уровень ее обеспечения также могут подлежать государственной охране.

Что касается второго пункта, защита может касаться сведений о научно-технических достижениях, которые представляют для государства существенное экономическое, а также оборонное значение. Сюда же входят данные о предприятиях, изготавливающих в целях обороноспособности какое-то оборудование, людях, занимающихся изобретением стратегически важной техники, и т.д.

Защищаются сведения, связанные с охраной объектов административного управления. Информация об объемах добычи полезных ископаемых на территории нашей страны, а также объемах запасов, тоже подлежит засекречиванию на государственном уровне, поскольку такая информация имеет серьезную экономическую ценность.

Третий раздел касается данных из указанных областей, преждевременное разглашение которых кому-либо может пагубно сказаться на безопасности Российской Федерации.

Четвертый раздел, объединяющий сведения, подлежащие защите грифами секретности, включает в себя данные о сотрудниках, занимающихся подобной деятельностью; информацию об особенностях охраны границ страны; сведения о затратах на разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность и некоторые другие государственно важные сведения.

Сведения, которые нельзя относить к государственной тайне

Однажды мы уже рассказывали нашим читателям, что не все данные о работе своего предприятия работодатель может отнести к коммерческой тайне. С государственной охраной информации история аналогичная. Обратите внимание на данные, которые не могут составлять тайну государства:

  • О различных серьезных происшествиях техногенного и природного характера, а также о прогнозировании таких ситуаций.
  • О текущем состоянии преступности в стране.
  • О текущем демографическом, санитарном состоянии государства, о положении дел в области здравоохранения.
  • О случаях нарушений прав и свобод граждан.
  • О материальном положении и экономической обеспеченности страны.
  • О состоянии здоровья лиц, находящихся во главе государства.

Источник: http://grazhdaninu.com/ugolovnoe-pravo/gosudarstvennaya-tajna.html

Понятие государственной тайны, состав и принципы формирования сведений, подлежащих засекречиванию.

Понятие государственной тайны и общие сведения о системе ее защиты.Институт государственной тайны является одним из важ­нейших инструментов, с помощью которых обеспечивается безопас­ность государства и достигается защищенность национальных инте­ресов страны. Как специфический инструмент обеспечения безопас­ности институт государственной тайны, прежде всего правовой инструмент, системно взаимодействующий с организационным и техническими мероприятиями специального характера. Будучи правовым инструментом, указанный институт конституируется фе­деральным законом, что свидетельствует о движении нашей страны по пути строительства правового государства. Легальное определе­ние государственной тайны сформулировано в ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне» 1 через призму понятия безопасности Российской Федерации. В соответствии с названной статьей под го­сударственной тайной понимаются защищаемые государством сведе­ния в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безо­пасности Российской Федерации.

Читайте так же:  Средний размер алиментов на 1 ребенка, а также 2 и 3 детей

В целях защиты указанных категорий сведений формируется система защиты государственной тайны, представляющая собой со­вокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений и их носителей, а также мероприятий, проводимых названным органами и направленных на предотвращение утечки информации и несанкционированного дос­тупа к ней.

К органам защиты государственной тайны относятся согласно ст. 20 Закона РФ «О государственной тайне»:

— Межведомственная комиссия на защите государственной тайны;

— федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности (ФСБ РФ), федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны (МО РФ), федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки (СВР РФ), федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодейст­вия техническим разведкам и технической защиты информации (ФСТЭК РФ) и их территориальные органы;

— органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государ­ственной тайны.

Защита государственной тайны в силу прямого указания Закона (ч. 5 ст. 20 Закона РФ «О государственной тайне») является видом основной деятельности органа государственной власти или органи­зации.

Под средствами защиты информации, являющимися составной частью системы защиты государственной тайны, понимаются техни­ческие, криптографические, программные и другие средства, пред­назначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства кон­троля эффективности защиты информации.

В качестве носителей сведений, составляющих государственную тайну, действующее законодательство признает материальные объек­ты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляю­щие государственную тайну, находят свое отображение в виде сим­волов, образов, сигналов, технических решений и процессов. Ука­занное понимание носителя сведений исключает применение данного термина к физическим лицам, имеющим доступ к сведени­ям, составляющим государственную тайну.


На основе базового перечня сведений, составляющих государст­венную тайну, сформулированного в ст. 5 Закона РФ «О государст­венной тайне» и в соответствии с п. 2 ст. 4 названного Закона Пре­зидент РФ утверждает подробный Перечень сведений, отнесенных к го­сударственной тайне, в котором помимо собственно сведений указываются государственные органы, наделенные полномочиями по их распоряжению 1 . Данный Перечень периодически и по мере на­добности пересматривается, в соответствии с принципами отнесения сведений к государственной тайне и засекречивания этих сведений.

Указанные принципы нашли свое закрепление в ст. 6 Зако­на РФ «О государственной тайне». К ним отнесены принципы за­конности, обоснованности и своевременности.

Под законностью отнесения сведений к государственной тайне понимается соответствие засекречиваемых сведений законодательства лишь те из них, которые являются оригинальными, т. е. уникаль­ными и не повторяющимися при параллельном творчестве. Что каса­ется другой группы объектов исключительных прав — объектов про­мышленной собственности, то для их признания в качестве охраняе­мых необходима процедура проверки их соответствия установленным критериям. Поэтому далеко не все сведения, подлежащие засекречи­ванию, могут даже в потенции выступать в качестве объектов исклю­чительного права. Но это не главное. Главное заключается в том, что засекречивание — это альтернативный установлению юридической монополии (установлению режима исключительных прав) способ за­щиты информации. Наличие одного из них исключает применение другого.

Общие правила засекречивания сведений и их носителей определе­ны в ст. 11 Закона РФ «О государственной тайне», а конкретные механизмы засекречивания установлены Правилами отнесения све­дений, составляющих государственную тайну, к различным степе­ням секретности, утвержденными постановлением Правительст­ва РФ от 4 сентября 1995 г. № 870′.

Основанием для засекречивания сведений, полученных (разра­ботанных) в результате управленческой, производственной, научной и иных видов деятельности органов государственной власти, орга­низаций, является их соответствие действующим в данных органах, в данных организациях перечням сведений, подлежащих засекречи­ванию. При засекречивании этих сведений их носителям присваи­вается соответствующий гриф секретности и наносятся реквизиты, включающие следующие данные:

— о степени секретности («особой важности», «совершенно секретно», «секретно») содержащихся в носителе сведений со ссыл­кой на соответствующий пункт действующего в данном органе го­сударственной власти, организации перечня сведений, подлежащих засекречиванию;

— об органе государственной власти, организации, осуществив­ших засекречивание;

— о регистрационном номере;

— о дате или условиях рассекречивания сведений либо о собы­тии, после наступления которого сведения будут рассекречены.

Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен по заключению Межведомственной ко­миссии по защите государственной тайны.

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

Источник: http://infopedia.su/17x9eb1.html

Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание

Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание осуществляются в соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности.

Под законностьюотнесения сведений к государственной тайне и их засекречивания понимается соответствие засекречиваемых сведений требованиям законодательства РФ о государственной тайне.

Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне заключается в установлении путем экспертной оценки целесообразности их засекречивания, а также вероятных экономических и иных по следствий засекречивания исходя из баланса жизненно важных интересов государства, общества и граждан.

Своевременностьотнесения сведений к государственной тайне заключается в установлении ограничений на распространение этих сведений с момента их получения (разработки) или заблаговременно.

Степень секретности сведений,составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности РФ вследствие распространения таких сведений. Устанавливаются три степени секретностисведений, составляющих государственную тайну, и для каждой из них — грифы секретности, устанавливаемые на их носителях: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

Порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности РФ вследствие распространения сведений, составляю щих государственную тайну, и правила отнесения указанных сведений к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством РФ.

Использование перечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается.

Отнесение сведений к государственной тайнеосуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью. Обоснование необходимостиотнесения сведений к государственной тайне возлагается на органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, которыми эти сведения получены (разработаны).

Читайте так же:  Выплата по осаго при обоюдной вине в дтп

Отнесение сведенийк государственной тайне осуществляется руководителями органов государственной власти[86] в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, определяемым Федеральным законом «О государственной тайне». Лица, указанные в «Перечне должностных лиц. », несут персональную ответственность за принятые ими решения о целесообразности отнесения конкретных сведений к государственной тайне.

Для осуществления единой государственной политики в области засекречивания сведений межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует по предложениям органов государственной власти и в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне[87].

В этом Перечне указываются органы государственной власти, наделяемые полномочиями по распоряжению данными сведениями. Указанный Перечень утверждается Президентом РФ, подлежит открытому опубликованию и пересматривается по мере необходимости.

Органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, разрабатывают развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию,и устанавливают степень их секретности. Перечни утверждаются соответствующими руководителями органов государственной власти.

Основанием для засекречивания сведений,полученных (разработанных) в результате деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, является их соответствие действующим в данных органах, на данных предприятиях, в данных учреждениях и организациях перечням сведений, подлежащих засекречиванию. При засекречивании этих сведений их носителям присваивается соответствующий гриф секретности.

На носители сведений, составляющих государственную тайну, наносятся реквизиты, включающие следующие данные:

о степени секретности содержащихся в носителе сведений;

об органе государственной власти, о предприятии, об учреждении, организации, осуществивших засекречивание носителя;

о регистрационном номере;

о дате или условии рассекречивания сведений либо о событии, после наступления которого сведения будут рассекречены.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/3_162216_otnesenie-svedeniy-k-gosudarstvennoy-tayne-i-ih-zasekrechivanie.html

ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ. ПОРЯДОК ОТНЕСЕНИЯ СВЕДЕНИЙ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ

Законодательство РФ о государственной тайне основывается на Конституции РФ, Законе РФ «О безопасности», законе «О государственной тайне».

Понятие государственная тайна определено в российском Законе «О государственной тайне» (далее Закон) как защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ (ст. 2).

Исходя из баланса интересов государства, общества и граждан, область применения Закона ограничена определенными видами деятельности: военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной.

Государственную тайну составляют:

1. сведения о содержании стратегических и оперативных планов, о разработке, производстве, объемах хранения и утилизации ядерных боеприпасов, о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники и др.;

2. сведения в области экономики, науки и техники, в том числе о содержании планов подготовки к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, о силах и средствах гражданской обороны, о достижения науки и техники, имеющих важное оборонное значение и т.п.;

3. сведения о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности, о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

4. сведения о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, о лицах, сотрудничающих и сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность, об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, о методах и средствах защиты секретной информации и др.

Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения о чрезвычайных происшествиях и их последствиях, о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам и организациям, о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, о размерах золотого запаса и валютных резервах, о состоянии здоровья высших должностных лиц, о фактах нарушения законности (ст. 7).

Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствие с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью.

(ст.9) Обоснование необходимости отнесения сведений к государственной тайне в соответствии с принципами засекречивания сведений возлагается на органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, которыми эти сведения получены.

Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, определяемым законом, руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемым Президентом РФ. Указанные лица несут персональную ответственность за принятые ими решения о целесообразности отнесения конкретных сведений к государственной тайне.

Для осуществления единой государственной политики в области засекречивания сведений межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует по предложениям органов государственной власти и в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. В этом Перечне указываются органы государственной власти, наделяемые полномочиями по распоряжению данными сведениями. Указанный Перечень утверждается Президентом РФ, подлежит открытому опубликованию и пересматривается по мере необходимости.

Органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, в соответствии с Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. В эти перечни включаются сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы, и устанавливается степень их секретности. В рамках целевых программ по разработке и модернизации образцов вооружения и военной техники, опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ по решению заказчиков указанных образцов и работ могут разрабатываться отдельные перечни сведений, подлежащих засекречиванию. Эти перечни утверждаются соответствующими руководителями органов государственной власти. Целесообразность засекречивания таких перечней определяется их содержанием.

Дата добавления: 2017-02-11 ; просмотров: 614 | Нарушение авторских прав

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://lektsii.org/14-36814.html

Понятие государственной тайны — составляющие сведения, порядок отнесения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here