Особенности социально-педагогической помощи трудным детям

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Особенности социально-педагогической помощи трудным детям" от профессионалов с полным описанием проблематики. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то вы всегда можете задать вопрос дежурному специалисту.

«Трудные» дети в школе

Термин «трудновоспитуемость» означает невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого к педагогическому воздействию. Причина этой сопротивляемости – чаще всего отставание личности в положительном развитии. Отсюда возникновение недостатков, отрицательных свойств в характере, неправильных установок в поведении, нездоровых потребностей и т.д.

В последнее время «трудных» учащихся становится все больше и больше. Это результат политической, экономической и социальной нестабильности общества, изменения ценностных ориентаций, неблагоприятные семейно-бытовые отношения. Чрезмерная занятость родителей устройством своей личной жизни и в сфере частного предпринимательства, приводит к отсутствию надлежащего контроля обучения и поведения детей.

Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность ребенка: авторитарным, командно-административным стилем отношений, чрезмерной педагогической опекой, пассивным и принудительным характером методов обучения и воспитания, недостаточным уровнем техники педагогического общения.

Все это подрывает уверенность ребенка в себе, его способность к саморегуляции, самоутверждению в жизненно важных ситуациях. Формируется чувство незащищенности и одиночества.

Многообразие предпосылок трудновоспитуемости, объединенных часто в комплекс причин, позволяет классифицировать это социально-педагогическое явление следующим образом:

I. По типу запущенности:

  • педагогически запущенные (неуспевающие и недисциплинированные):
    а) с пассивной жизненной позицией (-Я – безволие, равнодушие, недоверие);
    б) с неадекватной реакцией (Я эго – эгоисты, упрямцы);
    в) с антиобщественным поведением (Я агр – жестокие, аморальные);
  • социально запущенные (дезорганизаторы – пассивные и активные);
  • правонарушители (бродяжничество, воровство, хулиганство);
  • отклоняющиеся от нормы по здоровью (психические и соматические заболевания).

II. По области психических нарушений:

  • с нарушением в сфере общения;
  • с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией;
  • с односторонним умственным развитием;
  • с неправильным развитием волевой сферы.

III. По позиции:

  • неудовлетворенные своим положением в детском коллективе;
  • неудовлетворенные своим положением в семье;
  • с преобладанием связей с дезорганизаторами;
  • с надломленной психикой;
  • с избытком энергии, не нашедшей применения.

Предупреждение и преодоление трудновоспитуемости – целостный процесс,

осуществляемый в рамках системного подхода со стороны администрации школы, социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя, учителей предметников, родителей, инспектора по делам несовершеннолетних и т.д. (Приложение 1).

Организация помощи «трудным» детям

I. Организация педагогической помощи.

  1. Создание благоприятных условий для развития личности «трудного» ребенка.
  2. Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках «трудных» учащихся. Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования. Снятие «синдрома неудачника».
  3. Забота об укреплении положения детей в классном коллективе, организация помощи «трудным» в выполнении общественных поручений.
  4. Формирование положительной Я — концепции. Создание для личности обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности. Анализ результатов деятельности, достижений. Поощрение положительных изменений. Переход от авторитарной педагогики – к педагогике сотрудничества и заботы.

II. Организация медицинской помощи.

  1. Проведение систематического диспансерного осмотра «трудных» школьников с целью диагностики отклонений от нормального поведения.
  2. Проведение профилактических мероприятий по предупреждению вредных привычек
  3. Половое просвещение «трудных» подростков.

III. Организация психологической помощи.

  1. Изучение психологического своеобразия «трудных» детей, особенностей их жизни и воспитания, умственного развития, волевого развития личности, профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.
  2. Выявление проблем семейного воспитания: неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие и.т.д.
  3. Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах, найти способ их решения.
  4. Индивидуальные беседы с «трудными» детьми с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом, преодолеть неуверенность в общении с другими.
  5. Коррекция средств воспитания для положительного воспитательного воздействия.

«Трудные» дети бывают разного возраста, поэтому воспитателю необходимы знания возрастной педагогики, чтобы правильно спланировать свою работу.

«Трудный»: младший школьный возраст.

В младшем школьном возрасте проявляются следствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Отсюда – неудачи в игре, трудовых действиях, неуверенность в себе, обидчивость, упрямство, капризность, грубость, несдержанность, вялость, инертность.

Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, педагогически запущенных, слабо подготовленных к школе (Приложение 2). Обратить внимание на сложность усвоения нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителем, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.

На данном этапе ребенка следует научить самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности, знать «что такое хорошо и что такое плохо». Создавая «ситуацию успеха», вовлекать в интересующую ребенка деятельность (игру, труд, учебу), обучать правильно относиться к неудачам, уметь исправлять ошибки, уважать товарищей и взрослых, учить прощать друг другу слабости и недостатки. Ребенок не должен чувствовать своей отсталости, необходимо снять «синдром неудачника».

«Трудный»: средний школьный возраст.

В подростковом возрасте трудновоспитуемость стимулируется не только отставанием в психическом развитии, но и недостаточным жизненным опытом. Подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрослеют. Так возникают грубость, невыдержанность, агрессивность, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими. Неадекватные возрастным особенностям школьников воспитательные воздействия вызывают у них сопротивляемость, накапливается отрицательный опыт, что усугубляет личностные недостатки.

Необходимо подчеркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и свою деятельность, учить различать истинную и ложную красоту человека, воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку, формировать коллективизм, предупреждать эгоистичность, формируя адекватную самооценку. Чрезвычайно важно правильно подобрать поручения в классе с учетом интересов ребенка и сообщества сверстников.

«Трудный»: старший школьный возраст.

Старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями. Разрыв между познанием мира и самопознанием лишает ребенка возможности саморегуляции и самовоспитания. Интересы гаснут, безответственность преобладает, праздный образ торжествует.

Необходима деятельность, направленная на самопознание и самоопределение, формирование потребности в постоянном самовоспитании, активное приобщение к труду для личных и общественных целей. Главное условие для этого – высокая культура общения и педагогический такт учителя, долготерпение и вера в силы подростка.

Свободное время – умение разумно и интересно, с пользой для себя проводить свой досуг – острая проблема «трудных» детей. С одной стороны, досуговая деятельность привлекает учащихся нерегламентированностью, добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений. Количество свободного времени у таких детей до 50 часов в неделю, а в день – до 8 часов. С другой стороны, наблюдается неумение детей рационально использовать свое свободное время, неразвитость у них умений и навыков досуговой деятельности. Необходимо заполнить эту пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения, умения и навыки самоорганизации, планирование своего времени, формирования интересов, умения добиваться поставленной цели. А для этого для нужно:

  1. Изучать интересы и способности «трудных» детей.
  2. Привлекать в общественно полезную деятельность, кружки и спортивные секции, движения милосердия.
  3. Поощрять любые виды художественного и технического творчества, участие в общественных и классных мероприятиях.
  4. Использовать методику «Ситуация успеха» (Приложение 3), проживая которую, подросток приобретает достоинство. В признании его человеческих и индивидуальных качеств он обнаруживает, что он чего-то стоит как человек.
  5. Создавать атмосферу доверия и взаимоподдержки в классе.
Читайте так же:  Порядок отключения света за неуплату

Следует помнить, что общим принципом педагогики трудновоспитуемости является гуманно-личностный подход к ребенку. Можно выделить следующие особенности его применения к «трудным детям»:

  1. любить и уважать «трудных» детей сложнее, чем хороших, но любовь и забота нужна им больше, так как они, как правило, обделены этим;
  2. говорить с «трудными» как с взрослыми; не ломать резко их нравственные взгляды, даже если они ошибочны, а влиять на них постепенно;
  3. взять в основу работы с «трудными» оптимистическую гипотезу, верить в их исправление;
  4. предоставлять «трудному» проявить себя с положительной стороны;
  5. организовать переубеждение на их собственном опыте;
  6. предъявляя требования к «трудному», нельзя угрожать, вспоминать прошлые грехи, брать обещания, которые он не может выполнить;
  7. быть с «трудным» искренним, не лицемерить, не унижать его;
  8. не скупиться на поощрения и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков «трудного»;
  9. всячески поддерживать усилия «трудного» по самовоспитанию и перевоспитанию, создавая для этого специальные педагогические ситуации;
  10. влиять, прежде всего, примером собственного поведения, доброго, справедливого отношения к людям, к детям.

Пусть слова С. Давыдовича станут для каждого призывом не опускать руки в работе с «трудными» детьми, а попытать понять их и помочь:

Вот он сидит перед нами, взгляните.
Сжался пружиной, отчаялся он.
С миром оборваны тонкие нити.
Словно стена, без дверей и окон.
Вот они главные истины эти:
Поздно заметили… Поздно учли…
Нет! Не рождаются трудными дети!
Просто им вовремя не помогли.

Источник: http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/590481/

Условия эффективной социально-педагогической помощи «трудным» детям

ТД — педагогически запущенные дети, они физически здоровы, но не воспитаны и не обучены. Отстают от сверстников в учебе, не могут заниматься систематически, нарушают в школе дисциплину, конфликтуют с учителями, сверстниками, родителями, бросают школу, пьют, употребляют наркотики, воруют. агрессивны, возбудимы, грубы.

Отклонение в поведении — это результат пед. запущенности и неблагоприятной окружающей среды.

Факторы: медико-биологические; соц-эконом-е; психологические — неприятие себя, невротические реакции, эмоц-ая неустойчивость, трудности общения; пед-кие.

Категории ТД: с проблемами в развитии; оставшиеся без попечения родителей; из неблагополучных, асоциальных семей; нуждающиеся в соц-эконом-ой и соц-педагогической помощи.

Организационные СП технологии:

  • 1. Формирование банка данных ТД (сведения о семье, правонарушениях, состояние на учете, внуиришкольном учете )
  • 2. Диагностика проблем личногстного и социаотного развития ТД (уточнение особенностей детей, беседа с родителями, кл.рук, учителями с целью выяснения ситуации в которой нах р, выявление интересов и потребностей, конфликтные ситуации, определячет их причины, отслеживает истоки возникновения конфликтных ситуаций.
  • 3 Разработка и утверждение программ СП деятельности. (по результатам диаг-ки определяется суть проблемы, подбираются адекватные средства для их эффективного решения
  • 4 Обеспечение условий реализации программ (в СП является посредников между уч-ся и ОУ, семьей, средой, специалистами различных соц служб, ведомств, зависимости от целей и задач программы, организует реализацию программы, координирует, контролирует и принимает участие , отслеживает результаты, информирует
  • 5. Консультирование уч-ся, родителей, учителей

Формы работы: наблюдение, проведение диагностик, тестирования, занятия в игровой и неигровой форме, лекции, проективные методики, профилактика (первичная — комплекс мер направленных на предотвращение негативного воздействия факторов, 2ая — комплекс медицинских, соц-псих-х юридических мер направленных на работу с тд, 3ая — комплекс мер соц-ппед и юридического хар-ра.

Цель предотвращение совершения повторных ошибок

профилактических мероприятий:- нейтрализующие;- компенсирующие;- предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям;- устраняющие эти обстоятельства;- контролирующие проводимую профилактическую работу и ее результаты.

Эффективность профилактических мероприятий может быть обеспечена только при условии обязательного включения следующих составляющих: — направленности на искоренение источников дискомфорта, как в самом ребенке, так и в социальной и природной среде и одновременно на создание условий для приобретения несовершеннолетним необходимого опыта для решения возникающих перед ним проблем; — обучение ребенка новым навыкам, которые помогают достичь поставленных целей или сохранить здоровье; — решение еще не возникших проблем, предупреждение их возникновения.

Источник: http://studwood.ru/1743569/pedagogika/usloviya_effektivnoy_sotsialno_pedagogicheskoy_pomoschi_trudnym_detyam

Условия эффективной социально-педагогической помощи «трудным» детям

ТД — педагогически запущенные дети, они физически здоровы, но не воспитаны и не обучены. Отстают от сверстников в учебе, не могут заниматься систематически, нарушают в школе дисциплину, конфликтуют с учителями, сверстниками, родителями, бросают школу, пьют, употребляют наркотики, воруют. агрессивны, возбудимы, грубы.

Отклонение в поведении — это результат пед. запущенности и неблагоприятной окружающей среды.

Факторы: медико-биологические; соц-эконом-е; психологические — неприятие себя, невротические реакции, эмоц-ая неустойчивость, трудности общения; пед-кие.

Категории ТД: с проблемами в развитии; оставшиеся без попечения родителей; из неблагополучных, асоциальных семей; нуждающиеся в соц-эконом-ой и соц-педагогической помощи.

Организационные СП технологии:

  • 1. Формирование банка данных ТД (сведения о семье, правонарушениях, состояние на учете, внуиришкольном учете )
  • 2. Диагностика проблем личногстного и социаотного развития ТД (уточнение особенностей детей, беседа с родителями, кл.рук, учителями с целью выяснения ситуации в которой нах р, выявление интересов и потребностей, конфликтные ситуации, определячет их причины, отслеживает истоки возникновения конфликтных ситуаций.
  • 3 Разработка и утверждение программ СП деятельности. (по результатам диаг-ки определяется суть проблемы, подбираются адекватные средства для их эффективного решения
  • 4 Обеспечение условий реализации программ (в СП является посредников между уч-ся и ОУ, семьей, средой, специалистами различных соц служб, ведомств, зависимости от целей и задач программы, организует реализацию программы, координирует, контролирует и принимает участие , отслеживает результаты, информирует
  • 5. Консультирование уч-ся, родителей, учителей
Читайте так же:  Решение суда неисполнение медиативного соглашения о выплате

Формы работы: наблюдение, проведение диагностик, тестирования, занятия в игровой и неигровой форме, лекции, проективные методики, профилактика (первичная — комплекс мер направленных на предотвращение негативного воздействия факторов, 2ая — комплекс медицинских, соц-псих-х юридических мер направленных на работу с тд, 3ая — комплекс мер соц-ппед и юридического хар-ра.

Цель предотвращение совершения повторных ошибок

профилактических мероприятий:- нейтрализующие;- компенсирующие;- предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям;- устраняющие эти обстоятельства;- контролирующие проводимую профилактическую работу и ее результаты.

Эффективность профилактических мероприятий может быть обеспечена только при условии обязательного включения следующих составляющих: — направленности на искоренение источников дискомфорта, как в самом ребенке, так и в социальной и природной среде и одновременно на создание условий для приобретения несовершеннолетним необходимого опыта для решения возникающих перед ним проблем; — обучение ребенка новым навыкам, которые помогают достичь поставленных целей или сохранить здоровье; — решение еще не возникших проблем, предупреждение их возникновения.

Источник: http://studwood.ru/1743569/pedagogika/usloviya_effektivnoy_sotsialno_pedagogicheskoy_pomoschi_trudnym_detyam

«Трудные» дети в школе

Термин «трудновоспитуемость» означает невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого к педагогическому воздействию. Причина этой сопротивляемости – чаще всего отставание личности в положительном развитии. Отсюда возникновение недостатков, отрицательных свойств в характере, неправильных установок в поведении, нездоровых потребностей и т.д.

В последнее время «трудных» учащихся становится все больше и больше. Это результат политической, экономической и социальной нестабильности общества, изменения ценностных ориентаций, неблагоприятные семейно-бытовые отношения. Чрезмерная занятость родителей устройством своей личной жизни и в сфере частного предпринимательства, приводит к отсутствию надлежащего контроля обучения и поведения детей.

Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность ребенка: авторитарным, командно-административным стилем отношений, чрезмерной педагогической опекой, пассивным и принудительным характером методов обучения и воспитания, недостаточным уровнем техники педагогического общения.

Все это подрывает уверенность ребенка в себе, его способность к саморегуляции, самоутверждению в жизненно важных ситуациях. Формируется чувство незащищенности и одиночества.

Многообразие предпосылок трудновоспитуемости, объединенных часто в комплекс причин, позволяет классифицировать это социально-педагогическое явление следующим образом:

I. По типу запущенности:

  • педагогически запущенные (неуспевающие и недисциплинированные):
    а) с пассивной жизненной позицией (-Я – безволие, равнодушие, недоверие);
    б) с неадекватной реакцией (Я эго – эгоисты, упрямцы);
    в) с антиобщественным поведением (Я агр – жестокие, аморальные);
  • социально запущенные (дезорганизаторы – пассивные и активные);
  • правонарушители (бродяжничество, воровство, хулиганство);
  • отклоняющиеся от нормы по здоровью (психические и соматические заболевания).

II. По области психических нарушений:

  • с нарушением в сфере общения;
  • с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией;
  • с односторонним умственным развитием;
  • с неправильным развитием волевой сферы.

III. По позиции:

  • неудовлетворенные своим положением в детском коллективе;
  • неудовлетворенные своим положением в семье;
  • с преобладанием связей с дезорганизаторами;
  • с надломленной психикой;
  • с избытком энергии, не нашедшей применения.

Предупреждение и преодоление трудновоспитуемости – целостный процесс,

осуществляемый в рамках системного подхода со стороны администрации школы, социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя, учителей предметников, родителей, инспектора по делам несовершеннолетних и т.д. (Приложение 1).

Организация помощи «трудным» детям

I. Организация педагогической помощи.

  1. Создание благоприятных условий для развития личности «трудного» ребенка.
  2. Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках «трудных» учащихся. Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования. Снятие «синдрома неудачника».
  3. Забота об укреплении положения детей в классном коллективе, организация помощи «трудным» в выполнении общественных поручений.
  4. Формирование положительной Я — концепции. Создание для личности обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности. Анализ результатов деятельности, достижений. Поощрение положительных изменений. Переход от авторитарной педагогики – к педагогике сотрудничества и заботы.

II. Организация медицинской помощи.

  1. Проведение систематического диспансерного осмотра «трудных» школьников с целью диагностики отклонений от нормального поведения.
  2. Проведение профилактических мероприятий по предупреждению вредных привычек
  3. Половое просвещение «трудных» подростков.

III. Организация психологической помощи.

  1. Изучение психологического своеобразия «трудных» детей, особенностей их жизни и воспитания, умственного развития, волевого развития личности, профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.
  2. Выявление проблем семейного воспитания: неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие и.т.д.
  3. Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах, найти способ их решения.
  4. Индивидуальные беседы с «трудными» детьми с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом, преодолеть неуверенность в общении с другими.
  5. Коррекция средств воспитания для положительного воспитательного воздействия.

«Трудные» дети бывают разного возраста, поэтому воспитателю необходимы знания возрастной педагогики, чтобы правильно спланировать свою работу.

«Трудный»: младший школьный возраст.

В младшем школьном возрасте проявляются следствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Отсюда – неудачи в игре, трудовых действиях, неуверенность в себе, обидчивость, упрямство, капризность, грубость, несдержанность, вялость, инертность.

Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, педагогически запущенных, слабо подготовленных к школе (Приложение 2). Обратить внимание на сложность усвоения нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителем, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.

На данном этапе ребенка следует научить самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности, знать «что такое хорошо и что такое плохо». Создавая «ситуацию успеха», вовлекать в интересующую ребенка деятельность (игру, труд, учебу), обучать правильно относиться к неудачам, уметь исправлять ошибки, уважать товарищей и взрослых, учить прощать друг другу слабости и недостатки. Ребенок не должен чувствовать своей отсталости, необходимо снять «синдром неудачника».

«Трудный»: средний школьный возраст.

В подростковом возрасте трудновоспитуемость стимулируется не только отставанием в психическом развитии, но и недостаточным жизненным опытом. Подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрослеют. Так возникают грубость, невыдержанность, агрессивность, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими. Неадекватные возрастным особенностям школьников воспитательные воздействия вызывают у них сопротивляемость, накапливается отрицательный опыт, что усугубляет личностные недостатки.

Необходимо подчеркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и свою деятельность, учить различать истинную и ложную красоту человека, воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку, формировать коллективизм, предупреждать эгоистичность, формируя адекватную самооценку. Чрезвычайно важно правильно подобрать поручения в классе с учетом интересов ребенка и сообщества сверстников.

«Трудный»: старший школьный возраст.

Старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями. Разрыв между познанием мира и самопознанием лишает ребенка возможности саморегуляции и самовоспитания. Интересы гаснут, безответственность преобладает, праздный образ торжествует.

Читайте так же:  Налоговые льготы для it-компаний

Необходима деятельность, направленная на самопознание и самоопределение, формирование потребности в постоянном самовоспитании, активное приобщение к труду для личных и общественных целей. Главное условие для этого – высокая культура общения и педагогический такт учителя, долготерпение и вера в силы подростка.

Свободное время – умение разумно и интересно, с пользой для себя проводить свой досуг – острая проблема «трудных» детей. С одной стороны, досуговая деятельность привлекает учащихся нерегламентированностью, добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений. Количество свободного времени у таких детей до 50 часов в неделю, а в день – до 8 часов. С другой стороны, наблюдается неумение детей рационально использовать свое свободное время, неразвитость у них умений и навыков досуговой деятельности. Необходимо заполнить эту пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения, умения и навыки самоорганизации, планирование своего времени, формирования интересов, умения добиваться поставленной цели. А для этого для нужно:

  1. Изучать интересы и способности «трудных» детей.
  2. Привлекать в общественно полезную деятельность, кружки и спортивные секции, движения милосердия.
  3. Поощрять любые виды художественного и технического творчества, участие в общественных и классных мероприятиях.
  4. Использовать методику «Ситуация успеха» (Приложение 3), проживая которую, подросток приобретает достоинство. В признании его человеческих и индивидуальных качеств он обнаруживает, что он чего-то стоит как человек.
  5. Создавать атмосферу доверия и взаимоподдержки в классе.

Следует помнить, что общим принципом педагогики трудновоспитуемости является гуманно-личностный подход к ребенку. Можно выделить следующие особенности его применения к «трудным детям»:

  1. любить и уважать «трудных» детей сложнее, чем хороших, но любовь и забота нужна им больше, так как они, как правило, обделены этим;
  2. говорить с «трудными» как с взрослыми; не ломать резко их нравственные взгляды, даже если они ошибочны, а влиять на них постепенно;
  3. взять в основу работы с «трудными» оптимистическую гипотезу, верить в их исправление;
  4. предоставлять «трудному» проявить себя с положительной стороны;
  5. организовать переубеждение на их собственном опыте;
  6. предъявляя требования к «трудному», нельзя угрожать, вспоминать прошлые грехи, брать обещания, которые он не может выполнить;
  7. быть с «трудным» искренним, не лицемерить, не унижать его;
  8. не скупиться на поощрения и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков «трудного»;
  9. всячески поддерживать усилия «трудного» по самовоспитанию и перевоспитанию, создавая для этого специальные педагогические ситуации;
  10. влиять, прежде всего, примером собственного поведения, доброго, справедливого отношения к людям, к детям.

Пусть слова С. Давыдовича станут для каждого призывом не опускать руки в работе с «трудными» детьми, а попытать понять их и помочь:

Вот он сидит перед нами, взгляните.
Сжался пружиной, отчаялся он.
С миром оборваны тонкие нити.
Словно стена, без дверей и окон.
Вот они главные истины эти:
Поздно заметили… Поздно учли…
Нет! Не рождаются трудными дети!
Просто им вовремя не помогли.

Источник: http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/590481/

Особенности социально-педагогической помощи трудным детям

В период прохождения практики нам представилась возможность познакомиться с основными направлениями деятельности Центра, и, в частности, с работой отделения социальной помощи семье и детям.

Цель деятельности отделения — предоставление социально-бытовых, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-медицинских и социально-правовых услуг, направленных на улучшение социального положения и психологического состояния клиентов отделения. Основная задача отделения — социальная реабилитация воспитанников Центра.

Услуги, предоставляемые отделением:

1) социально-экономические услуги:

— содействие в получении полагающихся льгот и других выплат в соответствии с законодательством РФ;

2) социально-бытовые услуги:

— оказание услуг социальной парикмахерской;

3) социально-педагогические услуги:

— анимационные услуги (организация праздничных, досуговых мероприятий, занятий в творческой мастерской).

4) социально-психологические услуги:

— психодиагностика и обследование личности;

— проведение занятий в группах взаимоподдержки;

5) социально-правовые услуги:

— консультирование по вопросам, связанным с правом граждан на социальное обслуживание;

Видео (кликните для воспроизведения).

— помощь в оформлении документов (на получение субсидий, детских пособий и т.д.);

— содействие в предоставлении детям услуг оздоровления;

— формирование здорового образа жизни.

В отделении при работе с клиентами используются драматическая техника в работе с клиентом. (см. Приложение №1).

В отделении реализуются следующие программы:

1. «Творческая мастерская для детей и родителей»

Целью данной программы является формирование гармоничных отношений между детьми и родителями посредством вовлечения в совместную творческую деятельность, социальная профилактика девиантного поведения детей и подростков средствами художественно-творческих технологий.

2. «Мир глазами ребенка»

Программа направлена на создание благоприятных условий для гармонизации детей 7 — 11 лет, направлена на личностное развитие ребенка, формирование способности к самораскрытию и самореализации, посредством мультимедийных художественно-творческих технологий.

3. Проведение досуговых мероприятий с детьми, занятия в группах для родителей и детей, подготовка к школе. «Я — будущий школьник!».

Развитие диагностической работы:

— достижение взаимодействия специалистов всех профилей в процессе диагностики и определения индивидуальной программы профилактической, коррекционной, реабилитационной работы с ребенком и его семей, обеспечение систематического характера диагностики, позволяющего фиксировать динамику социально-психологического возрождения ребенка:

— накопление методик и технологий диагностики, адекватных возрасту детей, степени их социально-психологической дезадаптации (экспресс-диагностика, наглядный игровой инструментарий и т.п.);

— наращивание материально-технической базы для осуществления комплексной диагностической работы, ориентированной как на ребенка, так и на семью (родную, замещающую);

— создание среды обитания детей, способствующей решению задач социальной реабилитации и удовлетворяющей потребности детей в домашнем тепле и уюте.

Организация и совершенствование индивидуальной работы:

— обеспечение условий для оказания ребенку комплексной медико-психолого-педагогической и социально-правовой помощи;

— обеспечение процесса индивидуальной коррекционно-реабилитационной работы посредством комплекса современных методик и технологий, создание необходимых условий для их проведения.

Осуществление мероприятий, направленных на восстановление важнейших видов деятельности детей:

— обеспечение условий, способствующих изменению отношений детей к учебной деятельности, восстановлению нарушенных связей со школой, овладению обще-учебными навыками.

Развитие познавательной активности:

— создание условий для привития детям жизненно необходимых трудовых навыков.

Создание условий, для организации досуга детей, как составляющего элемента коррекционно-реабилитационной работы:

Читайте так же:  Компенсационные выплаты в системе социального обеспечения

— введение в реабилитационный процесс различных форм (домашний театр, изобразительное творчество, дискотека и др.)

— развитие содружества, сотворчества детей и взрослых во всех видах деятельности;

— развитие различных форм компенсации семейных связей детей, что позволяет снизить количество детей передаваемых в детские дома;

— активизация работы по созданию в составе центра семейных групп;

— участие в поиске для ребенка возможных опекунов, усыновителей, приемных родителей. Это одно из главных направлений в работе Центра.

Отделение социальной помощи семье и детям занимается не только профилактической работой с детьми и семьями. Отделение посещают 12 детей.

В отделении центра социальный работник проводит:

1. Включение детей в различные виды деятельности.

2. Привлечение психолога по организации релаксационных мероприятий, уход от жесткой регламентации в семье и школе.

3. Компенсаторные мероприятия, т.е. желание ребенка, подростка решить личные проблемы, реализовать потребности в самоутверждении и самоуважении, компенсировать неудачи в школе или семье.

4. Совместная работа с социальным педагогом по организации развивающих мероприятий, т.е. создание развивающей среды, адекватной природе ребенка, обеспечивающей физическое и психологическое развитие его задатков и способностей в процессе разнообразной деятельности.

Деятельность отделения направлена на улучшение социального положения и психологического состояния клиентов отделения.

Работа Центра осуществляется на принципах адресности, доступности, добровольности, гуманности, конфиденциальности, профилактической направленности.

В ходе прохождения практики в данном Центре нам представилась возможность изучить опыт работы учреждения социальной помощи семье и детям, где нами применялись диагностические методики.

Проводилось анкетирование на тему «Общение. Выход из трудной жизненной ситуации» 6 детьми, посещающими Центр. Опросник позволяет выявить доминирующие у данного человека способы решения жизненных проблем (см. Приложение №3).

Другая методика, проводимая в Центре, основывалась на социально-психологической адаптации подростков. Создателями данной методики являются К. Роджерс и Р. Даймонд (см. Приложение №2).

Назначение методики заключалось в анализе уровня социально-психологической адаптированности подростов, выявлении сферы социальной дезадаптации.

Также были проведены беседы с «трудными» детьми. В Центре мы использовали также и такие методики, как: изучение личных дел детей, наблюдение за детьми, беседы с социальным работником.

В результате выяснилось, что большинство из детей имеют проблемы в общении со сверстниками и взрослыми людьми. Они педагогически запущены, имеют пропуски в школах, отстают по учебной программе.

С целью облегчения проблем данной категории детей, мы запланировали следующую форму работы — педагогическое просвещение и обучение родителей «быть родителями», так как это является очень важной задачей. В связи с этим нами была разработана программа «Двери в будущее».

Программа «Двери в будущее» (см. Приложение №4).

Оказание ранней помощи и поддержки семьи.

Активное вовлечение родителей в процесс воспитания ребёнка, сотрудничество со специалистами, родительская взаимопомощь друг другу.

Программа для родителей и детей дошкольного возраста, младших школьников и подростков 5-9 классов. Цель — изменить неадекватность родительских позиций, гармонизировать стиль воспитания, расширить осознанность мотивов воспитания в семье, оптимизировать форм родительского воздействия в процессе воспитания детей (см. Приложение №5).

Специалист по социальной работе

2. Консультация по поддержанию родителей в их родительской роли.

(см. Приложение №6).

Специалист по социальной работе

3. Рекомендации по установлению в семье атмосферы доверия, взаимного уважения и сотрудничества (см. Приложение №7).

Реализация данной программы, мы надеемся, будет ещё одним подспорьем в решении проблем так называемых «трудных» детей.

Главное, что необходимо помнить — «трудным» ребёнок может оказаться из любой социальной группы. Он может иметь родителей, быть весьма обеспеченным и при этом быть «трудным».

Трудным ребёнком может быть любой. Но какими бы дети не были «трудными» или «лёгкими», надо помнить, что они дети. А это главное при построении отношений. Им не чуждо всё детское. Дружба, взаимопонимание, и уважение — вот залог успешной работы с такими детьми.

Источник: http://studbooks.net/711337/sotsiologiya/spetsifika_sotsialnoy_raboty_trudnymi_detmi

«Трудные» дети в школе

Термин «трудновоспитуемость» означает невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого к педагогическому воздействию. Причина этой сопротивляемости – чаще всего отставание личности в положительном развитии. Отсюда возникновение недостатков, отрицательных свойств в характере, неправильных установок в поведении, нездоровых потребностей и т.д.

В последнее время «трудных» учащихся становится все больше и больше. Это результат политической, экономической и социальной нестабильности общества, изменения ценностных ориентаций, неблагоприятные семейно-бытовые отношения. Чрезмерная занятость родителей устройством своей личной жизни и в сфере частного предпринимательства, приводит к отсутствию надлежащего контроля обучения и поведения детей.

Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность ребенка: авторитарным, командно-административным стилем отношений, чрезмерной педагогической опекой, пассивным и принудительным характером методов обучения и воспитания, недостаточным уровнем техники педагогического общения.

Все это подрывает уверенность ребенка в себе, его способность к саморегуляции, самоутверждению в жизненно важных ситуациях. Формируется чувство незащищенности и одиночества.

Многообразие предпосылок трудновоспитуемости, объединенных часто в комплекс причин, позволяет классифицировать это социально-педагогическое явление следующим образом:

I. По типу запущенности:

  • педагогически запущенные (неуспевающие и недисциплинированные):
    а) с пассивной жизненной позицией (-Я – безволие, равнодушие, недоверие);
    б) с неадекватной реакцией (Я эго – эгоисты, упрямцы);
    в) с антиобщественным поведением (Я агр – жестокие, аморальные);
  • социально запущенные (дезорганизаторы – пассивные и активные);
  • правонарушители (бродяжничество, воровство, хулиганство);
  • отклоняющиеся от нормы по здоровью (психические и соматические заболевания).

II. По области психических нарушений:

  • с нарушением в сфере общения;
  • с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией;
  • с односторонним умственным развитием;
  • с неправильным развитием волевой сферы.

III. По позиции:

  • неудовлетворенные своим положением в детском коллективе;
  • неудовлетворенные своим положением в семье;
  • с преобладанием связей с дезорганизаторами;
  • с надломленной психикой;
  • с избытком энергии, не нашедшей применения.

Предупреждение и преодоление трудновоспитуемости – целостный процесс,

осуществляемый в рамках системного подхода со стороны администрации школы, социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя, учителей предметников, родителей, инспектора по делам несовершеннолетних и т.д. (Приложение 1).

Организация помощи «трудным» детям

I. Организация педагогической помощи.

  1. Создание благоприятных условий для развития личности «трудного» ребенка.
  2. Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках «трудных» учащихся. Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования. Снятие «синдрома неудачника».
  3. Забота об укреплении положения детей в классном коллективе, организация помощи «трудным» в выполнении общественных поручений.
  4. Формирование положительной Я — концепции. Создание для личности обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности. Анализ результатов деятельности, достижений. Поощрение положительных изменений. Переход от авторитарной педагогики – к педагогике сотрудничества и заботы.
Читайте так же:  Выплата на ребенка до 18 лет сколько

II. Организация медицинской помощи.

  1. Проведение систематического диспансерного осмотра «трудных» школьников с целью диагностики отклонений от нормального поведения.
  2. Проведение профилактических мероприятий по предупреждению вредных привычек
  3. Половое просвещение «трудных» подростков.

III. Организация психологической помощи.

  1. Изучение психологического своеобразия «трудных» детей, особенностей их жизни и воспитания, умственного развития, волевого развития личности, профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.
  2. Выявление проблем семейного воспитания: неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие и.т.д.
  3. Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах, найти способ их решения.
  4. Индивидуальные беседы с «трудными» детьми с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом, преодолеть неуверенность в общении с другими.
  5. Коррекция средств воспитания для положительного воспитательного воздействия.

«Трудные» дети бывают разного возраста, поэтому воспитателю необходимы знания возрастной педагогики, чтобы правильно спланировать свою работу.

«Трудный»: младший школьный возраст.

В младшем школьном возрасте проявляются следствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Отсюда – неудачи в игре, трудовых действиях, неуверенность в себе, обидчивость, упрямство, капризность, грубость, несдержанность, вялость, инертность.

Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, педагогически запущенных, слабо подготовленных к школе (Приложение 2). Обратить внимание на сложность усвоения нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителем, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.

На данном этапе ребенка следует научить самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности, знать «что такое хорошо и что такое плохо». Создавая «ситуацию успеха», вовлекать в интересующую ребенка деятельность (игру, труд, учебу), обучать правильно относиться к неудачам, уметь исправлять ошибки, уважать товарищей и взрослых, учить прощать друг другу слабости и недостатки. Ребенок не должен чувствовать своей отсталости, необходимо снять «синдром неудачника».

«Трудный»: средний школьный возраст.

В подростковом возрасте трудновоспитуемость стимулируется не только отставанием в психическом развитии, но и недостаточным жизненным опытом. Подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрослеют. Так возникают грубость, невыдержанность, агрессивность, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими. Неадекватные возрастным особенностям школьников воспитательные воздействия вызывают у них сопротивляемость, накапливается отрицательный опыт, что усугубляет личностные недостатки.

Необходимо подчеркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и свою деятельность, учить различать истинную и ложную красоту человека, воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку, формировать коллективизм, предупреждать эгоистичность, формируя адекватную самооценку. Чрезвычайно важно правильно подобрать поручения в классе с учетом интересов ребенка и сообщества сверстников.

«Трудный»: старший школьный возраст.

Старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями. Разрыв между познанием мира и самопознанием лишает ребенка возможности саморегуляции и самовоспитания. Интересы гаснут, безответственность преобладает, праздный образ торжествует.

Необходима деятельность, направленная на самопознание и самоопределение, формирование потребности в постоянном самовоспитании, активное приобщение к труду для личных и общественных целей. Главное условие для этого – высокая культура общения и педагогический такт учителя, долготерпение и вера в силы подростка.

Свободное время – умение разумно и интересно, с пользой для себя проводить свой досуг – острая проблема «трудных» детей. С одной стороны, досуговая деятельность привлекает учащихся нерегламентированностью, добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений. Количество свободного времени у таких детей до 50 часов в неделю, а в день – до 8 часов. С другой стороны, наблюдается неумение детей рационально использовать свое свободное время, неразвитость у них умений и навыков досуговой деятельности. Необходимо заполнить эту пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения, умения и навыки самоорганизации, планирование своего времени, формирования интересов, умения добиваться поставленной цели. А для этого для нужно:

  1. Изучать интересы и способности «трудных» детей.
  2. Привлекать в общественно полезную деятельность, кружки и спортивные секции, движения милосердия.
  3. Поощрять любые виды художественного и технического творчества, участие в общественных и классных мероприятиях.
  4. Использовать методику «Ситуация успеха» (Приложение 3), проживая которую, подросток приобретает достоинство. В признании его человеческих и индивидуальных качеств он обнаруживает, что он чего-то стоит как человек.
  5. Создавать атмосферу доверия и взаимоподдержки в классе.

Следует помнить, что общим принципом педагогики трудновоспитуемости является гуманно-личностный подход к ребенку. Можно выделить следующие особенности его применения к «трудным детям»:

  1. любить и уважать «трудных» детей сложнее, чем хороших, но любовь и забота нужна им больше, так как они, как правило, обделены этим;
  2. говорить с «трудными» как с взрослыми; не ломать резко их нравственные взгляды, даже если они ошибочны, а влиять на них постепенно;
  3. взять в основу работы с «трудными» оптимистическую гипотезу, верить в их исправление;
  4. предоставлять «трудному» проявить себя с положительной стороны;
  5. организовать переубеждение на их собственном опыте;
  6. предъявляя требования к «трудному», нельзя угрожать, вспоминать прошлые грехи, брать обещания, которые он не может выполнить;
  7. быть с «трудным» искренним, не лицемерить, не унижать его;
  8. не скупиться на поощрения и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков «трудного»;
  9. всячески поддерживать усилия «трудного» по самовоспитанию и перевоспитанию, создавая для этого специальные педагогические ситуации;
  10. влиять, прежде всего, примером собственного поведения, доброго, справедливого отношения к людям, к детям.

Пусть слова С. Давыдовича станут для каждого призывом не опускать руки в работе с «трудными» детьми, а попытать понять их и помочь:

Вот он сидит перед нами, взгляните.
Сжался пружиной, отчаялся он.
С миром оборваны тонкие нити.
Словно стена, без дверей и окон.
Вот они главные истины эти:
Поздно заметили… Поздно учли…
Нет! Не рождаются трудными дети!
Просто им вовремя не помогли.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/590481/

Особенности социально-педагогической помощи трудным детям
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here