Ниокр льготы по налогам

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Ниокр льготы по налогам" от профессионалов с полным описанием проблематики. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то вы всегда можете задать вопрос дежурному специалисту.

Налоговые льготы по НИОКР неэффективны

Минэкономразвития и Минфин признали неэффективность налоговой льготы по НИОКР, действующей с начала 2009 г.

Об этом, как сообщает «ПРАЙМ-ТАСС», заявил статс-секретарь, заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов.

По его словам, речь идёт о норме, позволяющей с 1 января 2009 г. принимать расходы на НИОКР с коэффициентом 1,5. «По точечным опросам мы видим, что льгота используется неэффективно», — признал С. Шаталов, отметив, что причиной неэффективности льготы является отсутствие чёткого определения самого понятия расходов на НИОКР.

Это удобно: чтобы быть в курсе новостей сайта ЭЖ подпишитесь на нашу рассылку

Источник: http://www.eg-online.ru/news/93810/

Льготы по НИОКР

Вопрос:

Мы планируем заняться НИОКРом, разработкой нового строительного оборудования.
Необходимо ли нам менять ОКВЭД и есть ли какие-то льготы или спец. условия для компаний занимающихся НИОКРом?

Ответ:

По вопросу: «Необходимо ли нам менять ОКВЭД»

Если кода (кодов) по ОКВЭД2, соответствующего «новой» деятельности по выполнению НИОКР, в ЕГРЮЛ нет, то его (их) нужно туда внести (добавить).

Источник: http://www.moedelo.org/consultations-buro/article/lgoty-po-niokr

Льготы по НИОКР

«Аудит и налогообложение», 2008, N 4

В целях создания благоприятных налоговых условий для развития инновационной деятельности Федеральным законом от 19.07.2007 N 195-ФЗ внесены изменения в три главы НК РФ: гл. 21 «Налог на добавленную стоимость», гл. 25 «Налог на прибыль» и гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения».

К основным изменениям следует отнести следующие:

  • увеличение в три раза (до 1,5%) норматива расходов налогоплательщика на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), осуществленные в форме отчислений на формирование фондов финансирования НИОКР (п. 3 ст. 262).

Эти фонды должны быть зарегистрированы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (п. 2 Постановления Правительства РФ от 13.10.1999 N 1156);

  • расширение перечня научных фондов, полученные средства из которых в рамках целевого финансирования не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Расширение произошло в соответствии с Законом N 195-ФЗ и действует с 1 января 2008 г. (дополнение в абз. 12 пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);
  • дополнение п. 7 ст. 259 НК РФ абзацем: «В отношении амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности, к основной норме амортизации налогоплательщик вправе применять специальный коэффициент, но не более 3».

Конкретную величину коэффициента организация должна отразить в учетной политике (в разделе «Налогообложение»). Данный коэффициент можно применять по всем основным средствам, приобретенным в 2008 г.

Что касается основных средств, приобретенных до 2008 г., то следует отметить следующее.

С одной стороны, можно сослаться на п. 3 ст. 259 НК РФ, где указывается: «Выбранный налогоплательщиком метод начисления амортизации не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации по объекту амортизируемого имущества».

С другой стороны, важность процессов инновации в народном хозяйстве может заставить Минфин России принять иное решение: коэффициент до 3 может быть применен к основным средствам, приобретенным до 2008 г. Важно только, чтобы они были введены в эксплуатацию, использовались исключительно в научно-технической деятельности и это положение было установлено в учетной политике организации.

Положительные изменения внесены в ст. 149 НК РФ «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)». Так, п. 2 дополняется пп. 26 следующего содержания: «Не подлежит налогообложению реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора».

Пункт 3 ст. 149 НК РФ дополнен пп. 16.1, в котором, в частности, указано, что не подлежит налогообложению на территории Российской Федерации «. выполнение организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, если в состав научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ включаются следующие виды деятельности:

  • разработка конструкции инженерного объекта или системы;
  • разработка новых технологий, то есть способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги);
  • создание опытных, то есть не имеющих сертификата соответствия, образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации. «.

Однако следует отметить некую аморфность вышеприведенных положений. Можно предположить, что Минфин даст разъяснения данных изменений.

Право на освобождение от уплаты НДС зависит от момента подписания акта на выполненные и принятые заказчиком НИОКР. Если акт подписан до 2003 г., то надо заплатить НДС (даже если оплата будет получена уже в 2008 г.).

Если организация получит от заказчика аванс с учетом НДС на выполнение НИОКР в 2007 г., а подписание сторонами акта произойдет в 2008 г., со стоимости выполненных работ начислять НДС не надо.

В этом случае необходимо:

  • внести изменения в заключенный договор с точки зрения исключения НДС из цены работ;
  • вернуть заказчику сумму НДС, полученную им в составе аванса.

Если НИОКР сдаются заказчику поэтапно, то результаты каждого этапа оформляются отдельно и каждый этап необходимо рассматривать как отдельно выполненную работу. Если этап работ выполнен и акт подписан в 2007 г., то данная работа облагается НДС, если в 2008 г. — не облагается НДС.

Что касается гл. 26.2 НК РФ, то п. 1 ст. 346.16 дополнен пп. 2.1 — 2.3, в соответствии с которыми к расходам, на которые налогоплательщик уменьшает полученные доходы, добавлены расходы на:

  • приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, программы для ЭВМ, базы данных и др.;
  • патентование;
  • НИОКР.

Источник: http://wiseeconomist.ru/poleznoe/47020-lgoty-niokr

Когда разработки освобождаются от НДС

Елена Цырульник, старший консультант ГК «ВнешЭкономАудит»

Организации, выполняющие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, имеют право на применение льготы по НДС. О том, в каком порядке могут воспользоваться этой льготой организации, заключившие гражданско-правовые договоры с Фондом перспективных исследований, и рассказали специалисты ФНС России в своем письме. (Письмо Федеральной налоговой службы от 27.09.13 № ЕД-16-3/186)

Общие правила определения налоговой базы по НДС

Читайте так же:  Выплата по исполнительному листу из зарплаты, с каких выплат они не удерживаются

В соответствии с пунктом 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, а также передача имущественных прав, в том числе на безвозмездной основе.

Льготы по НДС

Налоговое законодательство предусматривает льготы в виде освобождения некоторых операций от налогообложения.

Так, статья 149 НК РФ устанавливает перечень операций, которые освобождаются от обложения НДС. К ним, в частности, относится проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Рассмотрим более подробно условия, при которых правомерно применение освобождения.

На какие виды работ распространяется освобождение от НДС

Пункт 3 статьи 149 НК РФ предусматривает два основания, по которым выполнение НИОКР освобождается от НДС.

Первое закреплено в подпункте 16 пункта 3 статьи 149 НК РФ, согласно которому научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы освобождаются от уплаты НДС, если они:

  • осуществляются за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством РФ внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций;
  • выполняются учреждениями образования и научными организациями на основании хозяйственных договоров.

Таким образом, эта льгота применяется в зависимости от источника финансирования НИОКР. То есть, если работы выполняются за счет средств бюджетов либо вышеуказанных фондов, освобождение от обложения НДС применяется как их исполнителями, так и соисполнителями, при условии что оплата таких работ производится за счет средств бюджетов или средств Российского фонда фундаментальных исследований.

Второе основание – льгота по НДС, установленная подпунктом 16.1 пункта 3 статьи 149 НК РФ. Данная норма предусматривает возможность использования льготного режима налогообложения организациями, выполняющими НИОКР, относящиеся к созданию новой продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий.

Однако воспользоваться льготой можно лишь в том случае, если в состав данных работ включаются следующие виды деятельности:

  • разработка конструкции инженерного объекта или технической системы;
  • разработка новых технологий, то есть способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги);
  • создание опытных (то есть не имеющих сертификата соответствия) образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации.

Такую льготу могут применять организации-разработчики, осуществляющие любой из указанных видов деятельности, перечисленных в подпункте 16.1 пункта 3 статьи 149 НК РФ.

Следует отметить, что данные операции включены в пункт 3 статьи 149 НК РФ. Это означает, что организации вправе отказаться от льготы, подав заявление в свою налоговую инспекцию (п. 5 ст. 149 НК РФ).

Применение льготы не зависит от источника финансирования

В комментируемом письме ФНС России рассматривает вопрос о возможности освобождения от НДС работ, выполняемых на основании гражданско-правовых договоров, заключенных с Фондом перспективных исследований.

Напомним, что если организация выполняет НИОКР на основании хозяйственных договоров, то для применения освобождения от налогообложения она должна иметь статус учреждения образования или научной организации.

Как сообщают в своем письме специалисты налоговой службы, если работы, которые выполняются разработчиком в соответствии с заключенным договором, поименованы в подпункте 16.1 пункта 3 статьи 149 НК РФ, то организация-разработчик имеет право не облагать налогом стоимость выполненных работ.

Таким образом, в данном случае освобождение от налогообложения НИОКР и технологических работ предоставляется организациям (исполнителям) независимо от источника финансирования этих работ, при условии что в состав таких НИОКР и технологических работ включаются определенные виды деятельности.

Особенности заключения договоров на НИОКР предусмотрены статьей 769 Гражданского кодекса РФ.

Согласно указанной норме, по договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на опытно-конструкторские и технологические работы – разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее.

При этом условия договоров на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ должны соответствовать законам и иным правовым актам об исключительных правах (интеллектуальной собственности).

Источник: http://www.audit-it.ru/articles/account/tax/a34/660166.html

Льготы НДС по НИОКР

Вопрос:

Акционерное общество просит дать разъяснения по вопросу, касающемуся освобождения операций от налогообложения по налогу на добавленную стоимость:
Общество (Заказчик) заключило договор с организацией (Исполнителем) на выполнение опытно-конструкторских работ, оплачиваемых за счет собственных средств Заказчика.
Предметом договора выступает составная часть опытно-конструкторской работы по теме «Разработка системы электрогидравлической свертывания-развертывания З.

Источник: http://www.moedelo.org/consultations-buro/article/lgoty-nds-po-niokr-2

Участвующие в НИОКР предприятия получат налоговые льготы

Соответствующий законопроект принят в третьем чтении Госдумы

Госдума приняла в третьем чтении проект закона, которые уменьшает платежи по налогу на прибыль для компаний, участвующих в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах (НИОКР), пишет ТАСС.

Документ дополняет список доходов, которые не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль, доходами в виде имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выявленными в ходе проведенной инвентаризации имущества и имущественных прав. Данная норма будет применяться в отношении имущественных прав, которые выявлены с 1 января 2017 г.

Также расширяется список расходов на оплату труда сотрудников, которые участвуют в выполнении НИОКР. К затратам будут относится начисления стимулирующего характера, в частности, премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство и другие подобные показатели, а также расходы на страховые взносы. К расходам, к которым для целей налога на прибыль применяется коэффициент 1,5, предлагается относить также затраты на приобретение прав на результаты интеллектуальной деятельности, но только при их использовании в НИОКР.

Кроме того, законопроект вводит также нормы, которые упрощают налоговое администрирование. Согласно документу, налогоплательщик имеет право не представлять в налоговую отчет о выполненных НИОКР (отдельных этапов работ) в случае, если данный отчет размещен в единой государственной информационной системе.

В результате принятия законопроекта дополнительные выпадающие доходы российского бюджета составят 600 млн руб. в год.

Источник: http://taxpravo.ru/novosti/statya-393709-uchastvuyuschie_v_niokr_predpriyatiya_poluchat_nalogovyie_lgotyi

Исследования и разработки, или НИОКР, являются основой технологического прогресса, и они сильно влияют на планирование и рост большинства корпоративных предприятий. Признавая важность развития технологий и бизнеса на международном рынке, Конгресс США создал налоговые льготы для компаний, занимающихся исследованиями и разработками. Чтобы обеспечить максимальную выгоду, вы должны пересмотреть правила этих налоговых льгот в первый год, когда вы начали исследования и разработки.

Читайте так же:  Едв за северный стаж раз в квартал

Капитальные затраты

Когда предприятие арендует офис или тратит деньги на другие вещи с целью получения прибыли, оно, как правило, может вычесть эти коммерческие расходы в том году, в котором оно понесло эти расходы. Однако он должен амортизировать вещи, стоимость которых обычно превышает один год. Большинство таких затрат являются капитальными затратами. С капитальными затратами, стоимость которых длится более года, вы должны амортизировать или делить и вычитать стоимость в течение нескольких лет, а не все сразу. Вообще говоря, Служба внутренних доходов рассматривает НИОКР как капитальные затраты. Например, если вы потратили 100 000 долларов США на исследования и разработки, правила налогового учета капитальных расходов требуют, чтобы вы вычитали 20 000 долларов США в год при амортизации в течение пяти лет. Вы должны использовать форму 4562, чтобы распределить расходы на НИОКР в течение не менее 60 месяцев при амортизации.

R & D Исключение

В качестве стимула для участия в исследованиях и разработках IRS позволяет компаниям вычитать все расходы на НИОКР в течение одного года вместо амортизации в качестве капитальных затрат. Вы можете выбрать любой метод вычета, который вы хотите. Однако, как правило, вы должны принять решение о вычете расходов на НИОКР в качестве регулярных расходов в первый год, когда вы понесли расходы. В противном случае вам нужно будет получить разрешение комиссара IRS, чтобы перейти с амортизации на обычные вычеты. Согласно этому варианту, если вы потратите 100 000 долларов США на исследования и разработки в конкретном налоговом году, вы можете вычесть все 100 000 долларов США сразу. Это перерыв для малого бизнеса с ограниченными операционными фондами. При сообщении вычетов используйте форму C формы 1040 для физических лиц, форму 1065 для партнерских отношений, форму 1120 для корпораций и форму 1120-S для S корпораций.

Квалификационные расходы

Чтобы ваша связанная с исследованиями рабочая деятельность квалифицировалась как НИОКР, вы должны участвовать в исследованиях, где имеющиеся данные оставляют неопределенность в отношении того, как улучшить или разработать продукт. Ни тип продукта, ни технологический уровень не имеют отношения к этому определению. Если вид деятельности квалифицируется как НИОКР, вы, как правило, можете вычесть все расходы, включая оплату услуг адвоката. Тем не менее, IRS ведет список определенных видов деятельности, которые не считаются НИОКР, и они включают в себя рекламу, исследования потребителей и эффективности, контроль качества, исследования управления и приобретение чужих патентных или технологических идей. Кроме того, литературные и исторические исследования не имеют права.

R & D Credit

В дополнение к обычным вычетам, вы можете претендовать на невозмещаемый налоговый кредит на исследования и разработки. Например, если вы обычно должны 10 000 долларов США и имеете налоговый кредит в размере 5 000 долларов США на исследования и разработки, вы должны 5 000 долларов США. Если у вас есть кредит в размере 12 000 долларов, вы ничего не должны, но IRS не вернет вам 2 000 долларов. Используйте форму 6765, чтобы определить сумму кредита. Форма предоставляет обычный кредит и альтернативный упрощенный кредит. На момент публикации альтернативный упрощенный кредит составлял 6 процентов затрат на НИОКР для стартапов. За последние три года количество компаний, имеющих расходы на НИОКР, может составить около 14 процентов. Обычный кредит использует сложную формулу, которая может привести к более высокому или низкому проценту, чем упрощенный кредит. Заполните оба раздела, чтобы узнать, какой из них дает более значительную налоговую льготу.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://ru.halvescoinsmoney.com/tax-breaks-r-d

Повышающий коэффициент и расходы на НИОКР

Налоговый кодекс разрешает в целях налогообложения прибыли учитывать отдельные расходы на НИОКР в большем размере, чем фактически произведенные затраты. На что следует обратить внимание для правильного применения повышающего коэффициента 1,5?

В налоговом учете расходами на научно-исследовательские и (или) опытно-конструкторские разработки (НИОКР) признаются затраты, относящиеся:

  • к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг);
  • к созданию новых или усовершенствованию применяемых технологий, методов организации производства и управления.

Расходы на НИОКР включаются в состав расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 4 п. 1 ст. 253 НК РФ), в качестве одного из обособленных видов подобных расходов. Порядок их учета установлен статьей 262 Налогового кодекса (далее — Кодекс).

В пункте 2 данной статьи приведен перечень расходов на НИОКР, он состоит из шести пунктов (см. таблицу ниже).

Состав расходов на НИОКР для исчисления налоговой базы по налогу на прибыль (см. п. 2 ст. 262 НК РФ)

Исходя из установленных статьей 262 Кодекса правил порядок признания расходов на НИОКР различается в зависимости от вида затрат.

Расходы на НИОКР, предусмотренные подпунктами 1-5 пункта 2 статьи 262 Кодекса, учитываются для целей налогообложения независимо от полученного результата соответствующих исследований и (или) разработок. Налогоплательщик вправе включить расходы на НИОКР в состав прочих расходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ) (п. 4 ст. 262 НК РФ).

Расходы, указанные в подпункте 6 пункта 2 той же статьи Кодекса (речь идет об отчислениях на формирование фондов), признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были произведены (п. 6 ст. 262 НК РФ).

Для отдельных видов НИОКР предусмотрен специальный порядок учета расходов (п. 7 ст. 262 НК РФ). Расходы по таким исследованиям и разработкам единовременно уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль в размере фактических затрат с применением повышающего коэффициента 1,5. Налогоплательщик вправе включить их в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в том отчетном (налоговом) периоде, в котором были завершены данные НИОКР или (и) их отдельные этапы.

Перечень НИОКР, по которым возможен учет расходов в размере фактических затрат с повышающим коэффициентом 1,5, установлен постановлением Правительства РФ (пост. Правительства РФ от 24.12.2008 № 988 (далее — Перечень № 988)) по наиболее перспективным направлениям развития современных технологий и включает шесть следующих разделов.

  1. Индустрия наносистем.
  2. Информационно-телекоммуникационные системы.
  3. Науки о жизни.
  4. Рациональное природопользование.
  5. Транспортные и космические системы.
  6. Энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика.

Применение повышающего коэффициента

К фактическим затратам на НИОКР, признаваемым с повышающим коэффициентом 1,5, относятся только те, которые предусмотрены подпунктами 1-5 пункта 2 статьи 262 Кодекса (первые пять строк таблицы).

При этом такие затраты на НИОКР, как «другие расходы, непосредственно связанные с НИОКР» (подп. 4 п. 2 ст. 262 НК РФ) (см. строку 4 таблицы), можно учесть в размере, не превышающем 75 процентов суммы расходов на оплату труда работников, участвующих в выполнении НИОКР. Обратите внимание, что в расчет здесь принимаются только те расходы на оплату труда, которые перечислены в подпункте 2 пункта 2 статьи 262 Кодекса (строка 2 таблицы), а именно:

Читайте так же:  Основные льготы, которые положены ветеранам труда — как происходит надбавка

Иные виды расходов на оплату труда, предусмотренные статьей 255 Кодекса, по этой статье расходов (подп. 2 п. 2 ст. 262 НК РФ) не учитываются. Заметим также, что то же самое можно сказать и в отношении взносов на обязательное социальное страхование работников.

Поэтому суммы взносов в фонды обязательного страхования не принимаются при расчете рассматриваемого нами показателя нормирования «других расходов, непосредственно связанных с НИОКР». Но сами страховые взносы могут включаться как раз в состав этих самых других расходов на НИОКР, если они связаны с выплатами работникам, непосредственно вовлеченным в НИОКР (письмо Минфина России от 12.08.2013 № 03-03-06/1/32512).

Кодекс не содержит определения такого понятия, как «другие расходы, непосредственно связанные с НИОКР» (далее — другие расходы). Некоторые разъяснения относительно критериев отнесения расходов в целях налога на прибыль к другим расходам (в рассматриваемом в статье контексте) даны в письмах Минфина России и ФНС России (письма Минфина России от 16.05.2013 № 03-03-10/17230, от 12.10.2012 № 03-03-06/1/543, ФНС России от 31.05.2013 № ЕД-4-3/[email protected]). Приведем некоторые из них на примере расходов на оплату труда.

Такими расходами могут быть суммы расходов на оплату труда работников, участвующих в выполнении НИОКР (за период ее выполнения этими работниками), но не указанные в подпункте 2 пункта 2 статьи 262 Кодекса. (Например, премии за производственные результаты (п. 2 ч. 2 ст. 255 НК РФ); надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда (п. 11 ч. 2 ст. 255 НК РФ); расходы, связанные с оплатой отпусков (п. 7 ч. 2 ст. 255 НК РФ); денежная компенсация за неиспользованный отпуск (п. 8 ч. 2 ст. 255 НК РФ) и др.). Если связь такого рода расходов с выполнением конкретной НИОКР прослеживается, то эти суммы можно отнести к другим расходам, непосредственно связанным с НИОКР. Перечень других расходов организация может закрепить в учетной политике.

А теперь разберемся с порядком признания других расходов.

После окончания исследований и (или) разработок (отдельных этапов работ) общую итоговую сумму других расходов следует разделить на две части: не превышающую 75 процентов суммы оплаты труда (перечисленных в подп. 2 п. 2 ст. 262 НК РФ) и оставшуюся.

Если организация выполняет НИОКР, не входящие в Перечень № 988 и, следовательно, учитывает расходы на НИОКР в сумме фактических затрат без коэффициента, то первая часть других расходов учитывается в прочих расходах после завершения исследования (разработки) независимо от его результата в соответствии с пунктом 4 статьи 262 Кодекса. А оставшаяся часть (превышающая 75% расходов на оплату труда) включается в состав прочих расходов в отчетном (налоговом) периоде, в котором завершены такие исследования или разработки, на основании другой нормы — пункта 5 статьи 262 Кодекса.

Другое дело, когда организация выполняет научно-исследовательские и конструкторские работы, которые включены в Перечень № 988.

Важно!

Применение повышающего коэффициента 1,5 может быть осуществлено только в отношении перечня расходов на НИОКР, предусмотренных подпунктами 1-5 пункта 2 статьи 262 Налогового кодекса.

Тогда с повышающим коэффициентом 1,5 в составе расходов на НИОКР по Перечню № 988 признаются фактические расходы, в том числе другие расходы в пределах 75 процентов суммы расходов на оплату труда работников, определенных в подпункте 2 пункта 2 статьи 262 Кодекса. Расходы на НИОКР по Перечню № 998, предусмотренные пунктом 5 статьи 262 Кодекса (то есть в части, превышающей указанный норматив), признаются без применения повышающего коэффициента 1,5 (письмо Минфина России от 01.04.2013 № 03-03-10/10294 (письмом ФНС России от 29.04.2013 № ЕД-4-3/[email protected] доведено до нижестоящих налоговых органов)).

Заметим, что расходы на НИОКР могут учитывать и налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов (подп. 2.3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Соответственно, при применении УСН могут быть признаны и расходы на НИОКР с повышающим коэффициентом 1,5 в установленном статьей 262 Кодекса порядке (письмо Минфина России от 13.02.2012 № 03-11-06/2/23). Учитывая, что расходы на НИОКР признаются после их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ), при применении УСН расходы на НИОКР включаются в состав прочих расходов после их завершения, подписания сторонами акта сдачи-приемки работ и фактической оплаты.

Повышающий коэффициент в отчете о НИОКР

Налогоплательщики, использующие право на применение повышающего коэффициента, должны представить в налоговый орган отчет о выполненных НИОКР (отдельных этапах работ), расходы на которые признаются в размере фактических затрат с применением повышающего коэффициента 1,5 (п. 8 ст. 262 НК РФ). В противном случае расходы учитываются в размере фактических затрат без применения повышающего коэффициента.

Указанный отчет представляется в инспекцию одновременно с налоговой декларацией по итогам налогового периода, в котором завершены НИОКР или отдельные этапы работ. Отчет о выполненных НИОКР (отдельных этапах работ) подается налогоплательщиком в отношении каждого научного исследования и каждой опытно-конструкторской разработки (отдельного этапа работы) и должен соответствовать общим требованиям, установленным национальным стандартом к структуре оформления научных и технических отчетов.

Контролирующие органы в своих разъяснениях подчеркивают, что если НИОКР принимается этапами, то по этапам, приходящимся на каждый налоговый период, нужно представлять отдельный отчет. Возможность признания расходов по НИОКР в целом по окончании всех этапов работ в случае, если выполнение этапов НИОКР приходится на разные налоговые периоды, Кодексом не предусмотрена (письмо Минфина России от 07.08.2013 № 03-03-10/31889 (письмом ФНС России от 09.09.2013 № ЕД-4-3/[email protected] доведено до нижестоящих налоговых органов)).

По разъяснениям Минфина России (письмо Минфина России от 23.01.2015 № 03-03-06/1/1788 (о формах и форматах предоставления отчета см. также письма Минфина России от 23.01.2013 № 03-03-06/1/23, ФНС России от 26.03.2013 № ЕД-4-3/[email protected])), в настоящее время общие требования к структуре и правилам оформления научных и технических отчетов установлены межгосударственным стандартом «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления» ГОСТ 7.32-2001 (утв. пост. Госстандарта России от 04.09.2001 № 367-ст).

Источник: http://taxpravo.ru/analitika/statya-383793-povyishayuschiy_koeffitsient_i_rashodyi_na_niokr

НЕ ПРОПУСТИТЕ: Сдайте отчет об использовании НИОКР-льготы по налогу на прибыль

Это нужно сделать не позднее 30 марта, если в 2014 году вы завершили какие-либо НИОКР из специального Перечня, утв. Постановлением Правительства от 24.12.2008 № 988 Перечень, или их отдельные этапы, расходы на которые признавали в налоговом учете с коэффициентом 1,5.

Читайте так же:  Важные нюансы налоговых ставок по транспортному налогу

Обязательной формы такого отчета нет – он оформляется в соответствии с требованиями национальных стандартов к структуре научных и технических отчетов.

Имейте в виду, что приложить к годовой декларации по налогу на прибыль нужно отчет о выполнении каждого из НИОКР (отдельных этапов).

Новостная рассылка для бухгалтера

Ежедневно мы отбираем важные для работы бухгалтера новости, экономя ваше время.

Получайте бесплатную рассылку бухгалтерских новостей на электронную почту.

Источник: http://glavkniga.ru/news/3055

Стимул для новаторов

Одним из значимых инструментов налогового стимулирования инновационной деятельности представляется льготирование порядка налогообложения затрат, связанных с фондом оплаты труда (в части льготирования взносов на социальные отчисления) и научно-исследовательские работы.

В настоящее время ФЗ N 212-ФЗ от 24.07.2009 г., регулирующий порядок исчисления страховых взносов, не предусматривает льгот для компаний, осуществляющих инновационную деятельность. Если меры не будут приняты в ближайшее время, учитывая планируемое увеличение суммарного страхового тарифа до 34% в 2011 году, повышенная налоговая нагрузка на инновационные компании, доля расходов на оплату труда у которых может достигать 70%-80%, окажет негативное влияние на их функционирование.

Это прежде всего относится к ИТ-отрасли. До 2009 года ряд компаний пользовались льготной регрессивной шкалой по ЕСН, в результате чего эффективная ставка обложения ЕСН составляла около 14%. Сейчас такие компании платят страховые взносы, исходя из общего суммарного страхового тарифа 26% (с 2011 года такой тариф будет повышен до 34%).

Сейчас идут активные обсуждения в отношении возможности предоставления льготного страхового тарифа тем компаниям из сферы ИТ, которые пользовались льготной шкалой ЕСН до 2009 года. Кроме того, в процессе согласования и расширение перечня возможных получателей льготы до организаций, занимающихся разработкой программного обеспечения не только иностранным покупателям, но и реализующих продукты интеллектуального труда на внутренний рынок. Планируется, что столь ожидаемые ИТ-сообществом поправки в законодательство будут внесены на рассмотрение в Государственную Думу в ближайшее время.

В отношении затрат на НИОКР следует отметить, что НК РФ предусмотрены существенные меры поддержки организаций, осуществляющих НИОКР, среди которых:

возможность единовременного учета расходов на НИОКР, не давших положительного результата; возможность учета определенных расходов по НИОКР (в том числе, не давших положительного результата) в размере 150% (по перечню правительства РФ, установленного постановлением от 24.12.2008 N 988).

Однако применение норм по НИОКР на практике вызывает вопросы. В частности, определение НИОКР, содержащееся в 262-й статье НК РФ, является достаточно общим, что вызывает затруднения при определении правомерности отнесения понесенных расходов к расходам на НИОКР в понимании НК РФ. Более того, для определения соответствия НИОКР, выполненных компанией, видам работ, указанным в перечне правительства РФ, в целях применения повышающего коэффициента, Министерство финансов РФ рекомендует обращаться в Министерство образования и науки РФ (письмо от 16.07.2009 N 03-03-06/1/472).

Также остается актуальным вопрос о порядке учета результатов НИОКР, в результате которых налогоплательщик получает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности. В соответствии с НК РФ такие результаты могут быть признаны нематериальным активом организации, и в случае невозможности определения срока полезного использования, амортизировать полученный нематериальный актив в течение 10 лет, тогда как расходы на НИОКР, не давшие положительного результата, могут быть учтены в составе расходов единовременно.

В планах правительства РФ — дальнейшее совершенствование порядка учета расходов на НИОКР путем конкретизации статей расходов, относимых к расходам на НИОКР, уточнение перечня в целях применения коэффициента 1,5. Будем надеяться, что планируемые изменения сделают рассматриваемую норму НК РФ более понятной и широко используемой на практике.

В целом, мы, как бизнес-консультанты, видим, какая большая работа проделывается государством и бизнес-сообществами для поддержания инновационного пути развития России. Однако требуется продолжение серьезной совместной работы направленной на то, чтобы нормы налогового стимулирования не вызывали у налогоплательщиков затруднений при их применении на практике.

Источник: http://rg.ru/2010/08/10/gulis.html

Основные направления налоговой политики в отношении расходов на НИОКР

Какие тенденции прослеживаются сейчас в вопросах налоговой политики относительно расходов на НИОКР и стимулирования бизнеса к инновациям?

В настоящее время стоит задача адаптации Целей устойчивого развития (ЦУР) ООН в российском контексте, встраивания в систему стратегического планирования, в действующие и новые стратегии и государственные программы. Адаптация ЦУР ООН целесообразна на нормативно-правовом и программном уровнях при одновременной научной, методической, информационной, финансовой поддержке.

Наука, техника и инновации являются фундаментальным инструментом для реализации ЦУР ООН в рамках «Повестки дня 2030», принятой в РФ (2016–2030 годы). Они позволяют повышать экономическую, социальную и экологическую эффективность деятельности, разрабатывать новые способы достижения целей и расширять возможности по развитию потенциала и организации своего будущего для каждого человека.

В странах-лидерах мировой науки государство, с одной стороны, напрямую финансирует научные исследования, а с другой – стимулирует расходы на НИОКР частного сектора с помощью налоговых мер.

Именно поэтому в России первым шагом стала налоговая льгота в рамках №166-ФЗ от 18.07.17г., по которой компаниям предоставлялась возможность выявить объекты интеллектуальной собственности, которые де-факто существуют в компании, но в момент создания не были правильно оформлены, и затраты на их создание не капитализировались, а учитывались в составе общих расходов периода.

Льгота позволяла не включать внереализационный доход от принятых к учету в результате инвентаризации объектов интеллектуальной собственности в базу по налогу на прибыль. Такие «налоговые каникулы», которые действовали в рамках 2018-2019 гг., были направлены на то, чтобы компании привели в соответствие имеющиеся у них нематериальные активы данным отчетности, а также выделили долю РФ в данных активах для компаний с государственным участием.

Дальнейшее стимулирование бизнеса с целью осуществления инвестиций в новые разработки также планируется проводить через различные налоговые льготы. По ряду расходов на НИОКР уже применяется повышенный коэффициент 1,5 для капитализации затрат и созданию нематериальных активов (п.7 ст. 262 НК РФ, Постановление Правительства РФ №988 от 24.12.2008).

Очередные шаги в стратегии Министерства Финансов РФ по развитию НИОКР планируется проводить в рамках опробованного механизма инвестиционного налогового вычета (ст. 286.1 НК РФ)

Законопроект № 802503-7 принят во втором чтении в Государственной Думе.

Предполагается наделить субъекты Российской Федерации правом устанавливать инвестиционный налоговый вычет в отношении расходов на научно-исследовательские работы с целью предоставления регионам дополнительных возможностей по стимулированию инновационной деятельности.

На данный момент инвестиционный налоговый вычет в отношении расходов на основные средства (ОС) принят в 28 субъектах РФ. В каждом субъекте – свои условия в рамках закрепленных в НК РФ возможностей (ст. 286.1 НК РФ). Распространение механизма инвестиционного вычета в отношении расходов на НИОКР будет приниматься путем внесения изменений в принятые законы субъектов РФ, если будет принято решение воспользоваться предложенным правом. Конечные параметры механизма можно будет определить только после официального опубликования закона конкретного субъекта РФ и вступления его в силу.

Читайте так же:  У соседей постоянно воет собака — что надо делать в такой ситуации

Список 28 субъектов РФ с принятым инвестиционным налоговым вычетом:

  • Амурская область
  • Вологодская область
  • Воронежская область
  • Еврейская АО
  • Калужская область
  • Сахалинская область
  • Свердловская область
  • Республика Карелия
  • Удмуртская республика
  • Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
  • Ямало-Ненецкий автономный округ
  • Чеченская республика
  • Чувашская республика
  • Челябинская область
  • Ульяновская область
  • Тульская область
  • Ставропольский край
  • Приморский край
  • Новосибирская область
  • Московская область
  • Республика Марий Эл
  • Кемеровская область
  • Камчатский край
  • Рязанская область
  • Нижегородская область
  • Республика Северная Осетия — Алания
  • Республика Адыгея
  • Липецкая область

Виктор Клементьев

Виктор имеет опыт управления финансами предприятия свыше 5 лет, стаж работы в банковской сфере более 12 лет. Оформлением интеллектуальной собственности занимается с 2016 года. Принимал участие в проектах, направленных на повышение капитализации предприятий различных секторов экономики за счет нематериальных активов.

Источник: http://legal-support.ru/information/blog/advice/osnovnye-napravleniya-nalogovoi-politiki-v-otnoshenii-rashodov-na-niokr/

Льготы по налогу на имущество

В соответствии с требованиями главы 30 Налогового кодекса РФ освобождаются от обложения указанным налогом имущество государственных научных центров (пп.15 статьи 281 НК РФ), а также научные организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств — в отношении имущества, используемого ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности (пп.16 статьи 281 НК РФ).

Исходя из вышеизложенного, из всех научных организаций в наибольшей степени по налогу на имущество льготируется имущество государственных научных центров, так как в отношении их льготированию подвергается все принадлежащее им имущество, а не только используемое ими для осуществления НИОКР. При этом порядок присвоения организации правового статуса «государственный научный центр» определен Указом президента РФ от 22.06.1993 г. N 939 «О государственных научных центрах Российской Федерации» и Постановлением правительства РФ от 25.12.1993 г. N 1347 «О первоочередных мерах по обеспечению деятельности государственных научных центров Российской Федерации». В соответствии с указанными нормативными актами статус государственного научного центра присваивается научной организации постановлением правительства РФ по представлению Межведомственной координационной комиссии по научно-технической политике. Наличие такого постановления и является основанием для предоставления данным организациям льготы по налогу на имущество (встречающиеся на практике попытки получить данную льготу путем включения термина «государственный научный центр» в название организации при ее создании или реорганизации, не подтвержденного соответствующим постановлением правительства РФ, неправомерно).

Статус государственного научного центра не следует путать со статусом «федеральный научно-производственный центр», присваиваемым в соответствии с Постановлением правительства РФ от 09.10.1995 г. N 983 «О федеральных научно-производственных центрах». Последний правовой статус присваивается организациям оборонных, ракетно-космической и атомной отраслей промышленности, выполняющим государственный оборонный заказ и являющимся основными разработчиками и изготовителями важнейших видов вооружения, военной и космической техники, а также комплектующих изделий к ним. Поскольку данный статус присваивается не в соответствии с вышеназванным указом президента РФ, а в соответствии с постановлением правительства РФ (т.е. имеет более низкий правовой уровень), на указанные организации льгота по налогу на имущество, определенная пп.15 статьи 381 НК РФ, не распространяется. Применение к таким организациям льготы по налогу на имущество в соответствии с пп.16 статьи 381 НК РФ возможно только, если они организационно входят в структуру Российской академии наук, Российской академии медицинских наук или иных перечисленных в данном подпункте академий.

В отличие от государственных научных центров льгота по налогу на имущество научных организаций Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств определена пп.16 статьи 381 НК РФ только в отношении имущества, используемого ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности. Т.е. имущество таких организаций, используемое для других целей (производство, управление организацией и т.п.), не льготируется, что вызывает необходимость организации раздельного учета льготируемого и нельготируемого имущества. Основанием для представления организации указанной льготы по налогу на имущество являются его учредительные документы, в которых отражена принадлежность организации к одной из перечисленных выше академий наук.

Следует учесть, что данная льгота по налогу на имущество носит временный характер и в соответствии с п. 3 статьи 4 Федерального закона от 11.11.2003 г. N 139-ФЗ прекращает свое действие с 01 января 2006 года.

Учитывая, что налог на имущество относится к налогам субъектов РФ, данные органы власти могут устанавливать по нему дополнительные льготы, при применении которых организации важно четко определить уровень соответствия своей организационной структуры и характера деятельности требованиям соответствующих законов субъектов РФ, обусловливающих представление соответствующих льгот.

И, наконец, налогообложение имущества организаций в случае осуществления ими НИОКР в рамках простого товарищества (совместной деятельности) регламентируется статьей 377 НК РФ, в соответствии с которой налоговая база в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) определяется исходя из остаточной стоимости признаваемого объектом налогообложения имущества, внесенного налогоплательщиком по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), а также исходя из остаточной стоимости иного признаваемого объектом налогообложения имущества, приобретенного и (или) созданного в процессе совместной деятельности, составляющего общее имущество товарищей, учитываемого на отдельном балансе простого товарищества участником договора простого товарищества, ведущим общие дела. Каждый участник договора простого товарищества производит исчисление и уплату налога в отношении признаваемого объектом налогообложения имущества, переданного им в совместную деятельность.

Желающим приобрести сборник следует перечислить за один экземпляр 65 рублей (включая оплату за пересылку и НДС) по реквизитам: 125993, г. Москва, ЗАО «Библиотечка РГ», ИНН 7721017444, КПП 772101001, р/с 40702810200000002764 в ОАО АКБ «ЛЕС-БАНК»,

г. Москва, к/с 30101810500000000694, БИК 044579694, код ОКОНХ 87100, код ОКПО 36557391.

В платежке обязательно укажите ваш точный обратный адрес с индексом и название заказываемого сборника: НИОКР.

Москвичи и гости столицы могут приобрести издание непосредственно в редакции по адресу: Москва, ул. Правды, 24 (м. «Савеловская»).

Контактные телефоны редакции: (095) 257-40-31,

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://rg.ru/2004/12/15/bibliotechka.html

Ниокр льготы по налогам
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here