Личные права ребенка — единство правового статуса

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Личные права ребенка — единство правового статуса" от профессионалов с полным описанием проблематики. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то вы всегда можете задать вопрос дежурному специалисту.

Права и обязанности несовершеннолетних

Основные законодательные акты, которые регулируют права детей в Российской Федерации, это:

— Конвенция ООН о правах ребенка.

— Семейный кодекс РФ.

— Трудовой кодекс РФ.

— Гражданский кодекс РФ.

— Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

— Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;

— Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

— Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

С рождения ребенок имеет права:

  • на имя;
  • жить и воспитываться в семье, насколько это возможно;
  • знать родителей и жить вместе с ними (если это не противоречит интересам ребенка);
  • на заботу и воспитание родителями (или лицами, их заменяющими);
  • на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства;
  • выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы;
  • на защиту своих прав и законных интересов родителями (лицами, их замещающими), органами опеки и попечительства, прокурором и судом;
  • на гражданство;
  • иметь на праве собственности имущество (полученное в дар или в наследство, а также приобретенное на средства ребенка);
  • на самостоятельное обращение в орган опеки и попечительства за защитой своих прав;

обязанности:

  • слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание, за исключением случаев пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего. человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации;

•.соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

С 6 лет добавляются права

  • совершать мелкие бытовые сделки;
  • совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации;
  • совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями или другими людьми, с согласия родителей для определенной цели или для свободного распоряжения;

обязанности:

  • получить основное общее образование (9 классов);
  • соблюдать правила внутреннего распорядка учебного заведения, учебной дисциплины;

ответственность:

  • перед преподавателями, администрацией учебного заведения;
  • за совершение общественно опасных действий, бродяжничества, уклонение от учебы, пьянства, вплоть до направления комиссией по делам несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения.

С 8 лет добавляются права:

• на участие в детском общественном объединении;

обязанности:

  • соблюдать устав школы, правила детского общественного объединения;

ответственность:

  • перед детским общественным объединением и его участниками.

с 10 лет добавляются права:

  • на учет своего мнения при решении в семье любого вопроса;
  • быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;
  • давать согласие на изменение своего имени и фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на усыновление или передачу в приемную семью;

ответственность:

  • с 11 лет несовершеннолетний может быть помещен в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (спецшкола, специнтернат и т.д.) в случае совершения общественно опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения.

С 14 лет добавляются права:

  • получить паспорт гражданина Российской Федерации;
  • самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав;
  • требовать отмены усыновления;
  • давать согласие на изменение своего гражданства;
  • требовать установления отцовства в отношении своего ребенка в судебном порядке;
  • работать в свободное от учебы время (например, во время каникул) с согласия одного из родителей, не более 4 часов в день с определенными трудовым законодательством РФ льготами;
  • заключать любые сделки с согласия родителей, лиц, их заменяющих;
  • самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;
  • самостоятельно осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или другого результата своей интеллектуальной деятельности;
  • вносить вклады в банки и распоряжаться ими;
  • управлять велосипедом при движении по дорогам, учиться вождению мотоцикла;
  • участвовать в молодежном общественном объединении;

обязанности:

  • выполнять трудовые поручения в соответствии с условиями контракта, правилами трудового распорядка и трудовым законодательством;
  • соблюдать устав школы, правила молодежного общественного объединения;

ответственность:

  • исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе за грубые и неоднократные нарушения устава школы;
  • самостоятельная имущественная ответственность по заключенным сделкам;
  • возмещение причиненного вреда;
  • ответственность за нарушение трудовой дисциплины;
  • уголовная ответственность за отдельные виды преступлений (убийство, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, изнасилование, кража, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение транспортным средством, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, вандализм, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения и др.).

С 15 лет добавляются права:

  • работать не более 24 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством РФ.

С 16 лет добавляются права:

  • вступать в брак при наличии уважительных причин с разрешения органа местного самоуправления (в некоторых субъектах Федерации законом могут быть установлены порядок и условия вступления в брак с учетом особых обстоятельств до 16 лет);
  • работать не более 36 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством РФ;
  • быть членом кооператива;
  • управлять мопедом при движении по дорогам, учиться вождению автомобиля;
  • быть признанным полностью дееспособным (получить все права 18-летнего) по решению органа опеки и попечительства (с согласия родителей) или суда (в случае работы по трудовому договору или занятия предпринимательской деятельностью с согласия родителей);

ответственность:

  • за административные правонарушения в порядке, установленном законодательством РФ;
  • за совершение всех видов преступлений.

С 17 лет добавляется обязанность:

  • встать на воинский учет (пройти комиссию и получить приписное свидетельство).

В 18 лет человек становится полностью дееспособным, т.е. может иметь и приобретать своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои действия полную ответственность.

Читайте так же:  Сколько едв для инвалидов 2 группы

Источник: http://to15.minjust.ru/ru/prava-i-obyazannosti-nesovershennoletnih

Личные права ребенка — единство правового статуса

Личные права ребенка предусматриваются многими нормативными документами. Но приведенные в официальных текстах перечни прав несовершеннолетних детей не являются закрытыми. Это значит, что, помимо предоставленных юридически, у детей есть права, предоставленные ими моралью и самой природой – естественные права.

Пример такого естественного права – право на жизнь. Родившись, ребенок имеет право жить. Отнимание жизни во всех странах мира квалифицируется как преступление и влечет уголовную ответственность. К естественным правам относят право на безопасность, на справедливость, на равенство, на уважение.

Единство правового статуса ребенка

Дети имеют личные права независимо от того, к какой расе, нации или народности они относятся, какого они пола и на каком языке говорят, какую веру исповедуют. Также правовой статус ребенка не может зависеть от статуса его родителей, их убеждений и веры.

На территории России детям предоставляется единый комплекс прав и свобод вне зависимости от страны рождения или гражданства. Дети, имеющие российское гражданство, защищаются государством во время нахождения в других странах.

Личные права ребенка

Помимо названного выше права на жизнь, ребенок имеет право на охрану здоровья, на защиту интересов. Во время течения родов и сразу после рождения младенцу и его матери обеспечивается полноценная медицинская помощь и дородовый и послеродовый уход.

Детям необходимо предоставить условия для нормального полноценного роста и развития – физического, умственного, психического, духовного, нравственного, для получения образования, для сохранения и укрепления здоровья.

Обязанность по предоставлению этих условий возлагается на родителей или усыновителей, а при их отсутствии – на опекунов или попечителей либо иных лиц, в чью профессиональную компетенцию входят вопросы выявления оставшихся без попечения детей и налаживания их жизни.

Свобода ребенка никем не должна ограничиваться в разумных и законных пределах.

С рождения дети получают право на имя и гражданство. Вопросы гражданства решаются в соответствии с миграционным законодательством государства, в чье гражданство родители желают ввести ребенка. Имя включает в себя, собственно, имя и фамилию. Национальными обычаями ряда стран, в том числе России, Украины, Белоруссии, подразумевается присвоение ребенку отчества, образованного от имени отца.

Дети вправе пользоваться предоставленными всем гражданам благами социального обеспечения. Родителям выплачиваются пособия, которые должны расходоваться на детские нужды.

Что касается социального обеспечения и обслуживания, расширенный перечень социальных услуг предоставляется детям с особенностями развития, детям-инвалидам, детям, растущим в неблагоприятных социально-экономических условиях. Им обеспечивается особый режим воспитания и заботы.

[/=warning]Мать и отец обязаны предоставить ребенку условия для здорового роста, обеспечить его полноценным качественным питанием, надлежащим жильем, средствами для развлечения. Игровая деятельность – важнейший элемент нормального развития ребенка раннего, дошкольного и младшего школьного возраста, поэтому он вправе получать все возможности для игрового проведения досуга и отдыха.[/warning]

Право на любовь, понимание, уважение не прописано ни в одном нормативном акте, но оно подразумевается само собой, исходит из нормальных взаимоотношений родителей и детей. Малыш вырастает со своими родителями под их ответственностью и заботой в атмосфере любви, душевного тепла, взаимоуважения, понимания, что является важнейшим условием формирования личности. Только в исключительных случаях, когда это предусмотрено законом в целях охраны жизни, физического или психического здоровья, ребенок не может быть разлучен со своей матерью.

Если ребенок остается без попечения родителей, то общество и уполномоченные госорганы обязаны предпринять меры по устройству его жизни. Наиболее предпочтительным вариантом считается помещение таких детей в другие семьи, где для них создаются приемлемые условия проживания, гармоничного воспитания и развития.

Право на образование предусмотрено нормативными документами абсолютного числа государств. В России предоставляется право на бесплатное дошкольное, школьное и профессиональное образование, в том числе высшее.

Родители или заменяющие их лица обязаны обеспечить ребенку возможность поучить общее образование, то есть окончить 9 классов общеобразовательной школы. За невыполнение этой обязанности им грозит юридическая ответственность. Мать и отец не обязаны по закону дать детям высшее образование, но в большинстве семей это считается нормой, поскольку повышает шансы человека на получение хорошо оплачиваемой квалифицированной работы и повышение социального статуса.

Ребенок имеет право на повышение своего культурного уровня, самоопределение, обучение в академическом и бытовом смысле, на личное суждение, на высказывание своего мнения по поводу организации собственной жизни.

Ему должны создаваться условия для полезного досуга и полноценного отдыха.

Задачей государства является обеспечение всем детям равных условий для реализации своих возможностей, защита их от эксплуатации, жестокого и несправедливого обращения, от дискриминации. Российское законодательство защищает несовершеннолетних от информации, способной нанести вред их здоровью и нравственному развитию.

Похищение детей, торговля ими, принуждение к труду и оказанию сексуальных услуг в развитых и развивающихся странах наказываются куда строже, чем те же самые действия, совершенные в отношении взрослых.

Наказываются также употребление совместно с несовершеннолетними алкоголя, табака, сильнодействующих веществ, распространение среди несовершеннолетних порнографических и экстремистских материалов, пропаганда нетрадиционной сексуальной ориентации и антиобщественных идеалов.

Источник: http://grazhdaninu.com/semya/prava-rebenka/lichnyie-nesovershennoletnih-detey.html

Правовой статус ребенка

Данная статья была скопирована с сайта https://www.sovremennoepravo.ru

В.И. АБРАМОВ,

кандидат педагогических наук, доцент Пензенского государственного педагогического университета им. Г.В. Белинского

Определение понятия правового статуса ребенка следует формулировать с учетом концептуальных подходов, сложившихся в теории права и отраслях юридической науки при определении правового статуса и правового положения личности вообще.

Термины «правовой статус», «правовое положение» часто употребляются в законодательстве и научной правовой литературе. Их обычно применяют тогда, когда речь идет о характеристике состояния того или иного субъекта правового общения, например органа государства, организации, отдельной личности. При этом, за редким исключением, не делается каких-либо различий между терминами «положение» и «статус». Чаще всего они понимаются как синонимы[1].

Читайте так же:  Как составить претензию в магазин на некачественный товар

В конституционном праве, в отличие от других отраслей права, наряду с терминами «общий (конституционный) статус» и «конституционно-правовой статус» часто употребляется понятие «основы правового положения личности». Его применение обусловлено спецификой данной отрасли права как ведущей отрасли в системе российского права, и это выражается в том, что в данном понятии сосредоточены основополагающие элементы, которые являются исходными для любого отраслевого статуса личности и соответственно учитываются в нем.

В области регламентации отношений государства и личности конституция (основной закон) устанавливает исходные начала. Другими словами, она закрепляет лишь основы правового положения (статуса) личности в обществе. В этих основах содержится то общее, что конкретизируется в статусе граждан, объединяемых в группы (слои) по профессиональному, возрастному, социальному и прочим признакам (например, в правовом статусе ребенка). В данном случае общее — основы правового положения личности — конкретизируется в особенном, т. е. правовом статусе тех или иных категорий граждан, объединенных не только по принадлежности к российскому гражданству, но и по другим специфическим признакам.

Правовой статус — это комплексная, интеграционная категория, отражающая взаимоотношения человека и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи. Поэтому важно, чтобы человек правильно представлял свое положение, свои права и обязанности, место в той или иной структуре, ибо, как справедливо отмечается в литературе, «в жизни нередко встречаются примеры ложно понятного или присвоенного статуса. Если этот статус понимается неверно, то человек ориентируется на чуждые образцы поведения»[3].

Существует несколько подходов к определению правового статуса личности. Мы разделяем точку зрения, предложенную Е.А. Лукашевой: «Сложные связи, возникающие между государством и индивидом, и взаимоотношения людей друг с другом фиксируются государством в юридической форме — в форме прав, свобод и обязанностей, образующих в своем единстве правовой статус индивида. Правовой статус индивида — одна из важнейших политико-юридических категорий, которая неразрывно связана с социальной структурой общества, уровнем демократии, состоянием законности»[4].

Правовой статус индивида законодательно закрепляется государством в конституциях и иных нормативных юридических актах (внутригосударственных и международных). Права и обязанности — основной исходный элемент права. Следует согласиться с Г.В. Мальцевым, что ничего более важного в структуре права, по существу, нет. «Система прав и обязанностей — сердцевина, центр правовой сферы, и здесь лежит ключ к решению основных юридических проблем»[5].

В правах и обязанностях не только фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство считает обязательными, полезными, целесообразными для нормальной деятельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности. Правовой статус как ключевое понятие правовой науки привлекает пристальное внимание юристов. В структуру правового статуса включается различный набор элементов: гражданство, общая правоспособность, гарантии, законные интересы[6], юридическая ответственность[7], принципы правового положения личности и др. Учитывая такой большой набор, следует согласиться, во-первых, с Е.А. Лукашевой, которая выделяет предпосылки, определяющие правовой статус индивида (предстатусные элементы), и элементы, вторичные по отношению к основным (послестатусные элементы)[8], а во-вторых, с Н.В. Витруком и В.А. Кучинским, которые предлагают предстатусные и послестатусные элементы включать в понятие «правовое положение личности»[9]. Напомним, что мы тоже различаем понятия «правовой статус» и «правовое положение».

Обобщая сказанное, можно предложить такую теоретическую конструкцию. Правовое положение личности составляют:

· предстатусные элементы (правовые принципы, гражданство, общая правоспособность, законные интересы);

· правовой статус (права и обязанности);

· послестатусные элементы (система гарантий, юридическая ответственность).

Юридическая ответственность потому оказалась за рамками правового статуса личности, что она вторична по отношению к обязанностям: без обязанности нет ответственности. И наоборот, за неисполнение обязанности наступает ответственность, таким образом это послестатусный элемент. Гарантии могут быть социально-экономическими, политическими, духовно-психологическими (нравственными) и организационно-техническими. Во всех этих случаях речь может идти об определенных условиях и средствах, призванных обеспечивать, гарантировать нормальное, установленное законом функционирование того или иного общественного и правового института[12]. Обязанность гарантировать права и свободы — основная функция государства, его органов и соответствующих должностных лиц. В установленных законом случаях эти функции возлагаются и на общественные объединения (ст. 46 Конституции РФ). Вот почему мы их тоже вынесли за пределы правового статуса личности.

Правовой статус ребенка мы определяем так же, как и правовой статус личности вообще, т. е. как совокупность предусмотренных законодательством прав и обязанностей. Разумеется, содержательное наполнение структурных элементов правового статуса ребенка в определенной мере зависит от возрастного фактора. И перечисленные ранее элементы правового положения личности в силу их общего характера могут и должны учитываться при характеристике общего правового статуса ребенка и его (статуса) разновидностей.

Что же касается видов правового статуса ребенка, то мы считаем, что общий (конституционный) статус ребенка совпадает с общим (конституционным) статусом человека и гражданина и косвенно закрепляется в основном законе страны. Почему косвенно? Потому что в конституционном законодательстве, за некоторым исключением, практически отсутствуют нормы, непосредственно упоминающие о правах ребенка, а в общей теории права не разработаны признаки особого субъекта права, каковым является ребенок. Вряд ли можно мириться с таким положением, и потому одной из задач соответствующих отраслей юридической науки следует считать теоретическое обоснование концепции общего правового статуса ребенка и его (статуса) видов.

Но используемые Конституцией РФ слова «каждый гражданин», разумеется, относятся и к детям. Имеется и другое косвенное подтверждение того, что основной закон стоит на страже прав и законных интересов ребенка, — преамбула Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. от 21.12.2004; далее — Закон о гарантиях прав ребенка) гласит о том, что эти права и законные интересы предусмотрены Конституцией РФ.

Читайте так же:  Порядок составления протокола об административном правонарушении

Отраслевой статус ребенка (гражданско-правовой, семейно-правовой, административно-правовой и др.) закрепляется в соответствующих отраслях российского права.

Видео (кликните для воспроизведения).

Специальный, или родовой, статус ребенка (детей как отдельной определенной категории людей) закрепляется международными нормативными правовыми актами, и прежде всего Конвенцией о правах ребенка и специальным внутригосударственным законодательством.

И конечно же, каждый ребенок как личность, человек и гражданин обладает индивидуальным правовым статусом.

Основные категории детей указаны в различных правовых актах. В них также сформулированы определенные понятия, характеризующие особенности постоянных или промежуточных состояний, в которых находится ребенок. Все это свидетельствует о многообразии сфер общественной жизни, в которых участвуют дети, а также условий, которые оказывают влияние на их правовое положение. Например, в Законе о гарантиях прав ребенка установлен перечень различных категорий детей и 13 видов правовых режимов, в которых могут пребывать дети: дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации; дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий и др. Данный перечень должен учитываться при рассмотрении правового положения ребенка.

1 См., например: Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: Учеб. пособие. — М., 1997. С. 12.

2 См.: Бутько О.В. Правовой статус ребенка в Российской Федерации: Учеб. пособие. — Краснодар, 2002. С. 18—19.

3 Ануфриев В.А. Социальный статус и активность личности. — М., 1984. С. 178—179.

4 Общая теория прав человека / Отв. ред. Е.А. Лукашева. — М., 1996. С. 28.

5 Мальцев Г.В. Права личности: юридическая норма и социальная действительность // Конституция СССР и правовое положение личности. — М., 1979. С. 50.

6 См.: Витрук Н.В. Основы правового положения личности в социалистическом обществе. — М., 1979. С. 29.

7 См.: Кучинский В.А. Личность, свобода, право. — М., 1978. С. 115.

8 См.: Общая теория прав человека. С. 29—30.

9 См.: Витрук Н.В. Указ. соч. С. 25—34; Кучинский В.А. Указ. соч. С. 119—135.

10 Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учеб. для вузов. — М., 1999. С. 510.

11 См.: Малько А.В. Основы теории законных интересов // Журнал российского права. 1999. № 5—6.

Источник: http://www.sovremennoepravo.ru/m/articles/view/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9-%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%81-%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0

Понятие и содержание конституционно-правового статуса ребенка в Российской Федерации

Данная статья была скопирована с сайта https://www.sovremennoepravo.ru

И.Р. ИРИГОВ

Автор анализирует понятия конституционно-правового статуса ребенка и статуса сформировавшейся личности, обращая внимание на особенности статуса ребенка.

В Конституции Российской Федерации правам и свободам человека уделяется основное внимание, в рамках которого определяется приоритет идеи первенства прав человека над интересами государства.

Действительно, особенностью действующей Конституции России является ее насыщенность общепризнанными в международном праве принципами, среди которых доминирующее место занимают основополагающие идеи в сфере прав и свобод человека и гражданина. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются «согласно общепризнанным принципам и нормам международного права».

Основой для концепции приоритета прав и свобод в Конституции Российской Федерации, послужило признание и ратификация таких важнейших международно-правовых актов, как Всеобщая декларация прав человека ООН от 10 декабря 1948 г.; Международные пакты о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.; Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.[1]; Конвенция по борьбе с дискриминацией в области образования от 14 декабря 1960 г.; Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин от 7 ноября 1967 г.; Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 г.; Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.; Европейская хартия о региональных языках и языках меньшинств от 5 ноября 1992 г.; Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств от 1 февраля 1995 г.; Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений; Конвенция о свободе ассоциаций и защите права на организацию; Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г.[2] и др.

Основой для конституционной доктрины института детства стала Конвенция о правах ребенка[3], одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года и вступившая в силу для СССР 15 сентября 1990 года, установившая, что государства — участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.

Конвенция определяет в содержании ст. 1, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Статья 3 Конвенции возлагает на государства — участников обязанность по обеспечению ребенку защиты и заботы, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону.

Таким образом, положения Конвенции стали фундаментом для конституционного закрепления нормы о том, что каждый ребенок с момента рождения имеет гарантированное государством право на воспитание и заботу. Это право обеспечивается в первую очередь предоставлением родителям родительских прав, которые одновременно являются обязанностями по воспитанию, что закреплено в ч. 2 ст. 38 Конституции РФ. При этом особо подчеркивается равенство прав и обязанностей обоих родителей, основанное на общем конституционном принципе равенства прав и свобод мужчины и женщины.

Читайте так же:  Виза в иран для россиян — требования к оформлению и основные виды

Конституция РФ не использует при закреплении конституционно-правового статуса личности категории «ребенок», но при этом использует иные категории для обозначения субъектов правового статуса. Так, в одном случае употребляется термин «каждый», включающий иностранцев, лиц без гражданства и лиц с несколькими гражданствами, в другом случае может использоваться термин «граждане Российской Федерации», обозначающий, что конкретные права и свободы, а также обязанности имеют только граждане Российской Федерации.

Конституция РФ не конкретизирует в своем содержании самостоятельного статуса ребенка, однако провозглашает ключевые аспекты института семьи, которые находят свое непосредственное развитие в рамках Семейного кодекса РФ, определяющего ребенка как самостоятельного субъекта права.

Элементами правового статуса ребенка, исходя из общей концепции правового положения личности в Российской Федерации, следует считать: 1) гражданство детей; 2) принципы правового положения детей; 3) права, свободы и обязанности; 4) правоспособность и дееспособность; 5) гарантии прав ребенка, а также средства и способы их защиты. Данное положение обуславливает необходимость юридического установления правового статуса ребенка.

Особенностью статуса ребенка, особенно малолетнего, является его физическая и социальная беспомощность, в силу которых значительная часть его прав не может быть реализована им лично, и как следствие, ответственность за их соблюдение лежит на других субъектах, а именно родителях, законных представителях, государстве и отдельных специальных органах и учреждениях.

Как отмечает Е.Н. Микитова, градация возрастного ценза при наделении индивида определенными правами, в том числе частичной или полной дееспособностью зависит от многих обстоятельств: конкретного исторического периода, переживаемого государством, нормативных изменений, национальных особенностей, различных подходов каждого из государств международного сообщества к данному вопросу[4]. Действительно, детство представляет собой период, длящийся от рождения до полной социальной и психологической зрелости, в рамках которой ребенок становится полноценным членом гражданского общества, а главное он может и готов полностью реализовывать свои права и нести обязанности. А поскольку временные границы детства также подвержены социальным изменениям, то изучение института детства в отрыве от развития общества не представляется возможным.

Раскрывая конституционно-правовой статус ребенка в Российской Федерации, необходимо отметить, что анализ положений конституционного права в принципе формулирует, что обладание общим правовым статусом свойственно только личности.

Как отмечает Н.Л. Гранат, правовой статус личности составляет лишь часть ее общественного статуса и относится исключительно к ее качеству человека и гражданина[5].

Поскольку Конвенция о правах детей устанавливает, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее, то правовая грань между понятиями личности и ребенка (человеческого существа) здесь является определяющей, для раскрытия правового статуса ребенка.

В соответствии со ст. 17 Конституции РФ основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Однако, положения о правах ребенка, за некоторым исключением, в содержании основного закона отсутствуют.

Фактически, основы правового положения личности складываются в отношении общество — государство — личность. При этом, данные отношения и связи носят основополагающий правовой характер и выражают взаимную связь общества, государства и личности, не в меньшей мере, чем правовой статус личности.

Более того, используемые в содержании Основного закона термины «человек», «личность», «гражданин», «лицо» обозначают прежде всего членов общества, но в плане политическом «личность» выступает уже в качества либо гражданина Российской Федерации, либо иностранного гражданина, либо лица без гражданства.

В научной литературе уже давно сформировалось понятие правового статуса личности, как законодательно установленных государством и взятых в единстве прав, свобод и обязанностей личности[6].

В части же правового статуса ребенка, то основой его определения должно стать нормативно-правовое выражение основных начал взаимоотношений личности и государства, обусловленное определением объективных и формализованных в праве возможностей, необходимых для всестороннего развития ребенка.

Тем не менее, в силу определенных физических и психологических особенностей человека в ранние годы его развития, статус ребенка существенного отличается от статуса сформировавшейся, дееспособной личности. Это относится как к степени возможной реализации своих прав, так и к уровню возложенных на ребенка обязанностей.

Эта существенная разница в степени полноты правового статуса детей обусловлена их непосредственными интересами, ответственность за соблюдением которых возлагается на их родителей, а также на предусмотренный законодательством круг субъектов, непосредственная цель которых — защита детства.

Как справедливо отмечает И.А. Дубровская, действующее семейное законодательство рассматривает интересы детей сквозь призму интересов родителей. Так, согласно пункту 1 статьи 65 СК РФ, «родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей»[7] .

В науке часто высказывается мнение о замене существующего неопределенного термина «интересы детей» на конкретную и более содержательную норму о правах детей. Данный подход отвечает нормам международного права и позволяет установить определенный семейно-правовой статус несовершеннолетних[8].

«Интересы ребенка» — понятие, которое имеет различное наполнение и звучание в теории права и практике его применения и испытывает на себе влияние ряда факторов:

1) формирование в России государственной семейной политики и, как части ее, политики в интересах детей, для чего необходимо хотя бы формально определить объект этой политики;

Читайте так же:  Способы защиты авторских и смежных прав

2) изменение приоритетов в распределении функций по воспитанию детей между государством и родителями; таким образом, требуется более тщательная правовая регламентация процесса осуществления родительских прав, установление возможности и условий существования баланса частных и публичных интересов в данной сфере отношений;

3) ратификация Российской Федерацией Конвенции ООН о правах ребенка, что влечет необходимость анализа объема и содержания имплементации соответствующих норм в российском семейном законодательстве.

Таким образом, государство обязано создать правовую модель статуса ребенка, изначально заложив в нее нормы уважения прав ребенка, соблюдения принципа единства прав и обязанностей, ответственности и законопослушания, развития здоровых психологических навыков, а также обеспечения правового положения ребенка в рамках комплекса реальных гарантий.

В заключение, определяя на основании изложенного конституционно-правовой статус ребенка, можем сделать вывод о том, что он представляет собой приоритетно-правовой симбиоз концептуальной и исторически обусловленной системы прав, свобод и обязанностей личности, установленных с учетом специфики возрастных ограничений, при непосредственном наличии правовой связи с государством, родителями, лицами из замещающими, с учетом функционирования предусмотренных, охраняемых и гарантированных государством социальных институтов, деятельность которых направлена на развитие и охрану детства в Российской Федерации.

1 См.: Федеральный закон от 30 марта 1998 г. «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» // СЗ РФ. 1998. №14. Ст. 1514; 1998. № 20. Ст. 2143

2 Ратифицирована Россией 4 ноября 1995 г. и вступила в силу 11 августа 1998 г. // СЗ РФ. 1999. №13. Ст. 1489.

3 См.: Сборник международных договоров СССР. Выпуск XLVI, 1993.

4 См.: Микитова Е.Н. Особенности правового статуса ребенка в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. — М.: 2003. С.12.

5 См.: Гранат Н.Л. Концепция прав человека и ее отражение в Конституции // Конституционное право: Учеб. /Под ред. Козлова А.Е. — М.: Бек, 1997. С. 56.

6 См.: Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. — М., 1999. С. 503.; Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. проф. М.Н. Марченко.— М.: Зерцало, 1997. С. 189 и др.

7 См.: Дубровская И.А. Права ребенка: Пособие — М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. С. 24.

8 См.: Пчелинцева Л.М. Обеспечение безопасности несовершеннолетних граждан семейно-правовыми средствами // Журнал российского права. 2001. № 6. С. 106.

Источник: http://www.sovremennoepravo.ru/m/articles/view/%D0%9F%D0%BE%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5-%D0%B8-%D1%81%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%81%D0%B0-%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0-%D0%B2-%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8

Права ребенка в семье: имущественные и личные, реализация статуса

Права ребенка в семье определяются семейным законодательством. Комплекс прав ребенка складывается из имущественных и личных прав.

Правовой статус ребенка регламентирован нормативными документами, относящимися к разным отраслям права, например:

  • Гражданский кодекс определяет пределы дееспособности детей.
  • Жилищный кодекс говорит о реализации несовершеннолетних на жилище.
  • Закон об образовании и подзаконные акты Правительства РФ и Министерства образования и науки регламентирует право на образование.
  • Закон об основах охраны здоровья и подзаконные акты Минздрава регулируют вопросы оказания медицинской помощи детям.

Но семейно-правовой статус детей определяется непосредственно Семейным кодексом РФ.

Имущественные права несовершеннолетних в семье

Дети имеют право до наступления совершеннолетия получать содержание от своих родителей. Если родители уклоняются от обеспечения детей необходимыми материальными благами, то этот факт может выступать основанием для лишения их родительских прав, а также для взыскания содержания в форме алиментов в принудительном порядке.

Важно отметить, что лишение родительских прав не снимает с отца или матери обязанности содержать ребенка. За неисполнение обязанности родитель может быть привлечен к уголовной ответственности.

Несовершеннолетние также вправе самостоятельно распоряжаться своими заработками, стипендиями, поощрительными премиями и полученным безвозмездно движимым имуществом.

Если ребенок в силу возраста или иных причин не имеет возможности распорядиться своими средствами или имуществом, они поступают в распоряжение родителей и расходуется в интересах ребенка.

Родители не приобретают права собственности на получаемое их детьми имущество.

Личные права несовершеннолетних в семье

Перечень неимущественных прав, закрепленный в семейном законодательстве, шире перечня имущественных прав.

В перечень входят:

Несовершеннолетние родители, которые сами еще по статусу являются детьми, вправе проживать со своими детьми и воспитывать их. Если им нет шестнадцати лет, назначается опекун.

Реализация правового статуса детей

Реализация прав детей является одной из приоритетных задач государства. Несмотря на активную разработку планов по реализации комплекса прав несовершеннолетних и учреждение ряда организаций и должностей, уполномоченных защищать правовой статус детей и реализовывать предоставленные им права, задача решается медленно.

Одна из главных проблем – детская смертность от умышленных преступлений против детей, особенно новорожденных. Другая серьезная проблема – детская беспризорность, формирующаяся в основном в низших слоях населения.

Трудности реализации правового статуса беспризорных детей в том, что эти дети сами не желают контактировать с правозащитными органами и всячески избегают вовлечения в нормальную стабильную жизнь. Третья проблема – преступность несовершеннолетних. Она настолько была распространена в наиболее тяжелые для страны годы, что на этом фоне сформировалась подотрасль науки криминологии.

Что касается реализации прав детей, воспитывающихся в благополучных семьях, то главной проблемой выступает «неповоротливость» бюрократической государственной машины.

Семье зачастую надо собрать огромное количество документов, часть из которых имеет очень ограниченный срок действия, чтобы получить квоту на лечение, право на бесплатное жилье, возможность устроить ребенка в специализированное образовательное учреждение, получить денежную выплату. А без государственной поддержки многие российские семьи не могут обеспечить полноценную жизнь своим детям, по каким-то критериям отличающимся от других детей.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://grazhdaninu.com/semya/prava-rebenka/v-seme.html

Личные права ребенка — единство правового статуса
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here