Льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства" от профессионалов с полным описанием проблематики. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то вы всегда можете задать вопрос дежурному специалисту.

Льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства

Помимо налоговых льгот, у малого бизнеса есть ряд послаблений, который, по мнению, Правительства РФ, должен способствовать росту прибыли компаний. Обозначим основные из них.

Для субъектов малого и среднего предпринимательства предусмотрены различные неналоговые льготы (преференции), в частности:

  • в отношении порядка ведения кассовых операций;
  • в сфере административных правонарушений;
  • в сфере государственного (муниципального) контроля;
  • в сфере хозяйственной деятельности;
  • в сфере негативного воздействия на окружающую среду.

Важно! При этом на возможность применения большинства данных льгот (преференций) влияет факт внесения конкретного малого предприятия в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Поэтому непопадание в этот реестр или исключение из него лишает организацию (ИП) многих привилегий, которые дает этот статус.

С 1 июля 2016 г. налоговая служба ведет реестр сведений о субъектах малого и среднего предпринимательства (ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ). И основанием для формирования записей в реестр будут являться сведения, которые имеются в базе ФНС РФ:

  • о субъекте малого и среднего предпринимательства, содержащиеся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП;
  • о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год;
  • о доходе, полученном от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год (декларация).

В едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства будут содержаться, например, сведения о наименовании компании (ИП), ИНН, месте нахождения компании (место жительства ИП), категории субъекта малого или среднего предпринимательства (микропредприятие, малое предприятие или среднее предприятие).

Преференции в части закупок у малого бизнеса

Для субъектов малого предпринимательства предусмотрены особенности участия в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд — государственные заказчики обязаны осуществлять не менее 15% совокупного годового объема закупок у них.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 19.08.2016 г. № 819 c 1 января 2018 года годовой объем прямых закупок государственных компаний у субъектов малого и среднего бизнеса вырос с 10% до 15 %. С 1 января 2018 г. также расширен круг заказчиков, обязанных осуществлять закупки у субъектов малого бизнеса. Теперь такая обязанность возлагается на всех заказчиков, годовой объем выручки которых от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год превышает 500 млн руб.

Исключение — автономные учреждения и заказчики, являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства.

Льготная аренда

У малого бизнеса есть возможность заключать с региональными властями на льготных условиях договоры аренды. Например, для отдельных субъектов малого и среднего бизнеса г.Москвы действует несколько видов поддержки: программа «Рубль за квадратный метр», бесплатные коворкинги, преимущественное право выкупа помещения и др.

А Постановлением Правительства г. Москвы от 25.12.2012 г. № 800-ПП «О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне г. Москвы«с 1 января 2019 г. установлена ставка арендной платы в размере 4 500 рублей за кв.м в год для субъектов малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м. находящиеся в имущественной казне г. Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов при выполнении определенных условий.

В этом же Постановлении содержатся условия для преимущественного права на выкуп помещения: нужно, прежде всего, соответствовать условиям: не иметь задолженности по арендной плате, быть включенным в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также владеть или пользоваться арендуемым имуществом непрерывно в течение двух и более лет (Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ).

Важно! Программа «Рубль за квадратный метр» действует для московского социального бизнеса. Но и в регионах существуют специальный программы поддержки льготной аренды для малого бизнеса.

Льготы в отношении установления лимита кассы

Все организации, в том числе относящиеся к субъектам малого предпринимательства, должны соблюдать действующий порядок ведения кассовых операций (п. 1 Указаний о порядке ведения кассовых операций, утв. ЦБ РФ от 11.03.2014 г. № 3210-у). При этом малые (в т. ч. микро-) предприятия вправе не устанавливать лимит остатка наличных денежных средств в кассе (абз. 10 п. 2 Указаний).И даже если у организации был утвержден кассовый лимит, а в определенный период времени компания стала соответствовать малому предприятию, то она вправе отказаться от установления такого лимита. В этом случае необходимо издать приказ руководителя об отмене ранее установленного лимита хранения денежной наличности в кассе со ссылкой на п.2 Указание Банка России от 11.03.2014 г. № 3210-У.

Особые условия для применения административных санкций

В отношении организаций и ИП, которые являются субъектами малого и среднего предпринимательства, а также их руководителей и работников предусмотрены особые условия применения мер ответственности за совершение административных правонарушений.

Если назначение предупреждения не предусмотрено в соответствующей статье разд. II КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, а предусмотрен штраф, он может быть заменен указанным лицам на предупреждение при соблюдении определенных условий.

«Надзорные каникулы»

Для малого бизнеса предусмотрены «надзорные каникулы». Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту — Закон № 294-ФЗ) введены «надзорные каникулы» для субъектов малого предпринимательства на срок с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 г.

В этот период запрещены практически все неналоговые проверки. Освобождение возможно, если за предыдущие три года в компании не было грубых нарушений, а также проступков, за которые могли приостановить деятельность, аннулировать лицензию или дисквалифицировать директора. «Надзорные каникулы» не затронут проверки налоговиков и внебюджетных фондов, а коснутся только плановых проверок ГИТ, Роспотребнадзора, МЧС России и т. п.

Читайте так же:  Льготы реабилитированным

В ряде ситуаций субъекты малого и среднего предпринимательства не могут быть освобождены от плановых проверок, подпадающих под действие Закона № 294-ФЗ. Это касается:

1) плановых проверок, проводимых в рамках видов государственного контроля, по которым установлены категории риска, классы опасности, а также критерии отнесения деятельности организаций и ИП и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу опасности;

2) плановых проверок организаций и ИП, которые ведут виды деятельности в социальной сфере, в области здравоохранения, образования, а также теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

3) плановых проверок организаций и ИП, в отношении которых ранее было:

  • вынесено вступившее в силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с КоАП РФ, или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности;
  • принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии.

При этом с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее трех лет;

4) плановых проверок, проводимых по лицензируемым видам деятельности в отношении осуществляющих их организаций и ИП;

5) плановых проверок, проводимых в рамках:

  • федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности;
  • федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны;
  • внешнего контроля качества работы аудиторских организаций;
  • федерального государственного надзора в области использования атомной энергии;
  • федерального государственного пробирного надзора (ч.1 ст.26.2, ч.1-3.1 ст.1, ч.9 ст.9 Закона № 294-ФЗ).

Запрет на «надзорные каникулы» предусмотрен также в отношении определенных восьми видов государственного контроля в части (п.6 ст.26.1 Закона № 294-ФЗ). Действие «надзорных каникул» также не будет распространяться на виды деятельности, указанные в п.9 ст.9 Закона № 294-ФЗ. Это касается субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года (п.9 ст.9 Закона № 294-ФЗ).

Льготы в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду

Субъекты малого бизнеса, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, освобождены от уплаты квартальных авансовых платежей (п. 3 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 г.№ 7-ФЗ).

Важно! Кроме того, если видом негативного воздействия, которое они оказывают на окружающую среду, является хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов), то субъекты малого бизнеса не обязаны согласовывать и применять лимиты на размещение отходов.

Источник: http://corpmsp.ru/pres_slujba/news_msp/nenalogovye_lgoty_dlya_malogo_biznesa/

Приложение N 5. Льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства

Информация об изменениях:

Решением Совета депутатов Липецкого муниципального района Липецкой области от 5 октября 2010 г. N 246 в настоящее приложение внесены изменения

Льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства

С изменениями и дополнениями от:

5 октября 2010 г.

Для субъектов малого и среднего предпринимательства, производство собственной продукции которых составляет не менее 75% общего объема реализуемых ими товаров и услуг, арендная плата устанавливается в размере 50% от величины годовой арендной платы за муниципальное имущество.

Для организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, арендная плата устанавливается в размере 20% от величины годовой арендной платы за муниципальное имущество.

От уплаты арендных платежей освобождаются:

— органы местного самоуправления, некоммерческие организации, содержащиеся за счет средств местного бюджета;

— общества инвалидов и ветеранов (для помещений, арендуемых под офисы, но не более 50 кв. м);

— предприниматели и организации, занимающиеся работой с детьми на некоммерческой основе.

Для субъектов малого и среднего предпринимательства, использующих арендованное имущество в целях бытового обслуживания населения и осуществляющих деятельность по заготовке, переработке и оптовой продаже сельскохозяйственной продукцией, базовая ставка арендной платы за 1 кв. м в год (без учета платежей за эксплуатационные расходы, коммунальные услуги и НДС) устанавливается в размере 50 рублей

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник: http://base.garant.ru/33798222/c9c989f1e999992b41b30686f0032f7d/

Приложение N 5. Льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства

Информация об изменениях:

Решением Совета депутатов Липецкого муниципального района Липецкой области от 5 октября 2010 г. N 246 в настоящее приложение внесены изменения

Льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства

С изменениями и дополнениями от:

5 октября 2010 г.

Для субъектов малого и среднего предпринимательства, производство собственной продукции которых составляет не менее 75% общего объема реализуемых ими товаров и услуг, арендная плата устанавливается в размере 50% от величины годовой арендной платы за муниципальное имущество.

Для организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, арендная плата устанавливается в размере 20% от величины годовой арендной платы за муниципальное имущество.

От уплаты арендных платежей освобождаются:

— органы местного самоуправления, некоммерческие организации, содержащиеся за счет средств местного бюджета;

— общества инвалидов и ветеранов (для помещений, арендуемых под офисы, но не более 50 кв. м);

— предприниматели и организации, занимающиеся работой с детьми на некоммерческой основе.

Для субъектов малого и среднего предпринимательства, использующих арендованное имущество в целях бытового обслуживания населения и осуществляющих деятельность по заготовке, переработке и оптовой продаже сельскохозяйственной продукцией, базовая ставка арендной платы за 1 кв. м в год (без учета платежей за эксплуатационные расходы, коммунальные услуги и НДС) устанавливается в размере 50 рублей

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Читайте так же:  Субсидии на оплату жкх порядок выплат

Источник: http://base.garant.ru/33898406/c9c989f1e999992b41b30686f0032f7d/

Льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства

ОРЛОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 28 октября 2010 года N 69/1136-ГС

О ПОЛОЖЕНИИ «О ПОРЯДКЕ И УСЛОВИЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ В АРЕНДУ (В ТОМ ЧИСЛЕ ЛЬГОТЫ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА, ВКЛЮЧЕННОГО В ПЕРЕЧЕНЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА, ПРЕДНАЗНАЧЕННОГО ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ВО ВЛАДЕНИЕ И (ИЛИ) В ПОЛЬЗОВАНИЕ СУБЪЕКТАМ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ОРГАНИЗАЦИЯМ, ОБРАЗУЮЩИМ ИНФРАСТРУКТУРУ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ «ГОРОД ОРЕЛ»

(в редакции Решения Орловского городского Совета народных депутатов от 29.06.2017 N 26/0505-ГС)

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», от 22.07.2008 N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», Уставом города Орла Орловский городской Совет народных депутатов решил:

Принять Положение «О порядке и условиях предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности) муниципального имущества, включенного в Перечень муниципального имущества, предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «Город Орел» (прилагается).

Мэр города Орла
В.В.САФЬЯНОВ

Приложение. ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ И УСЛОВИЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ В АРЕНДУ (В ТОМ ЧИСЛЕ ЛЬГОТЫ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА, ВКЛЮЧЕННОГО В ПЕРЕЧЕНЬ .

Приложение
к решению
Орловского городского
Совета народных депутатов
от 28 октября 2010 года N 69/1136-ГС

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ И УСЛОВИЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ В АРЕНДУ (В ТОМ ЧИСЛЕ ЛЬГОТЫ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА, ВКЛЮЧЕННОГО В ПЕРЕЧЕНЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА, ПРЕДНАЗНАЧЕННОГО ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ВО ВЛАДЕНИЕ И (ИЛИ) В ПОЛЬЗОВАНИЕ СУБЪЕКТАМ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ОРГАНИЗАЦИЯМ, ОБРАЗУЮЩИМ ИНФРАСТРУКТУРУ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ «ГОРОД ОРЕЛ»

1. Общие положения

1.1. Положение «О порядке и условиях предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности) муниципального имущества, включенного в Перечень муниципального имущества, предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «Город Орел» (далее — Положение), устанавливает порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности) муниципального имущества, включенного в Перечень муниципального имущества, предназначенного для предоставления во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «Город Орел».

2. Порядок предоставления в аренду муниципального имущества, предназначенного для предоставления во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «Город Орел»

2.1. Право заключения договора аренды муниципального имущества, включенного в Перечень муниципального имущества, предназначенного для предоставления во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — Перечень), предоставляется субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, по результатам торгов (аукциона, конкурса), за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.3. Договор аренды муниципального имущества, входящего в Перечень, заключается с арендатором на срок не менее пяти лет. Запрещается продажа переданного субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, переуступка прав пользования им, передача права пользования им в залог и внесение прав пользования таким имуществом в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности.

2.4. Перечень формируется при участии координационного Совета по развитию малого и среднего предпринимательства в городе Орле. Передача прав владения и (или) пользования имуществом осуществляется с его участием.

3. Условия предоставления льгот по арендной плате за муниципальное имущество, входящее в Перечень

Видео (кликните для воспроизведения).

3.1. Субъектам малого и среднего предпринимательства, занимающимся социально значимыми видами деятельности и соблюдающими условия, установленные в п. 3.4 настоящего Положения, на основании решения Орловского городского Совета народных депутатов, не ранее 6 месяцев с даты заключения договора аренды могут предоставляться, с предварительного письменного согласия антимонопольного органа, льготы по арендной плате.

Льготы по арендной плате предоставляются с учетом мнения координационного Совета по развитию малого и среднего предпринимательства в городе Орле.

3.2. К социально значимым видам деятельности относится оказание следующих услуг: изготовление продукции производственно-технического назначения, инновационная деятельность, включая разработку и производство новых видов продукции и технологий, производство товаров народного потребления, экологическая и природоохранная деятельность, производство продовольственных товаров, производство и переработка сельскохозяйственной продукции, жилищно-коммунальное хозяйство, развитие туризма и гостиничного бизнеса, народные художественные промыслы.

3.3. Льготы по арендной плате субъектам малого и среднего предпринимательства, занимающимся видами деятельности, указанными в пункте 3.2 настоящего Положения, устанавливаются путем применения следующих коэффициентов к начисленному размеру арендной платы:

Вид услуг (деятельности)

Изготовление продукции производственно-технического назначения

Источник: http://docs.cntd.ru/document/412370622

Малый бизнес участвует в регулируемых закупках

Автор: Д. Казанцев, к.ю.н., начальник отдела правовой экспертизы компании B2B-Center

На первый взгляд, действующим законодательством установлены незначительные преимущества для малых и средних предприятий. Разновидностью таких преференций являются льготы для малых предприятий, участвующих в закупках.

Статус малого или среднего предприятия фирма получает по умолчанию в том случае, если соответствует критериям Закона о малом бизнесе (Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (далее — Закон № 209-ФЗ)). При этом учет и контроль этих параметров отнесен к собственной компетенции малого предприятия. В специальные государственные и муниципальные реестры малых и средних предприятий включаются лишь те фирмы, которые претендуют на дополнительную государственную помощь.

Читайте так же:  Порядок и условия получения социального жилья в россии

Критерии отнесения компаний к малому бизнесу

Для субъектов малого предпринимательства

Для субъектов среднего предпринимательства

Суммарная доля государственного и муниципального участия, участия иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в капитале — не более 25%

Доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, — не более 25%

Средняя численность работников за предшествующий календарный год — до 100 человек

Средняя численность работников за предшествующий календарный год — от 101 до 250 человек

Выручка от реализации продукции без учета НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год — не более 400 млн. руб.

Выручка от реализации продукции без учета НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год — не более 1 млрд. руб.

При этом важно помнить, что неправильное исчисление этих показателей и включение их в собственную заявку на участие в той или иной регулируемой закупке может считаться сообщением заведомо ложных сведений из корыстных побуждений. Ведь именно декларация юридического лица о его соответствии категориям малого или среднего предпринимательства является единственным документом, на основании которого такому потенциальному поставщику предоставляются привилегии в рамках закупок, предусмотренные законодательством.

Привилегии изначально были установлены Законом о контрактной системе госзакупок (Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — Закон № 44-ФЗ)) и касались только участия малого бизнеса в государственных и муниципальных закупках. Но в 2015 году схожие преференции распространяются и на закупки, проводимые по правилам Закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее — Закон № 223-ФЗ)). Их мы и рассмотрим ниже в первую очередь.

Льготы для малого бизнеса по Закону № 223-ФЗ

Если преференции для малого бизнеса, участвующего в государственных закупках, установлены непосредственно в Законе № 44-ФЗ, то аналогичные преференции для участников закупок госкомпаний устанавливаются Правительством РФ (пост. Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 (далее — Постановление № 1352)). Так, заказчик обязан разработать, утвердить и опубликовать в единой информационной системе перечень товаров, работ и услуг, закупки которых ведутся только у субъектов малого и среднего предпринимательства. Этот перечень должен охватывать не менее 10 процентов от совокупного годового объема закупок заказчика (в стоимостном выражении).

Способы, которыми проводятся такого рода закупки, определяет сам заказчик в своем положении о закупках. Однако участниками этой категории закупок могут быть исключительно субъекты малого и среднего предпринимательства. До вступления в силу названного постановления Правительства РФ такое дисквалификационное требование трактовалось ФАС России как необоснованное ограничение числа участников закупки и нарушение Закона «О защите конкуренции» (Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ), но теперь отклонение всех, кто не относится к категории малого и среднего бизнеса, в рамках такой закупки является обязанностью заказчика.

Право на допуск к такой закупке потенциальный поставщик подтверждает исключительно декларацией (п. 11 Положения, утв. Постановлением № 1352). Ведь единого исчерпывающего государственного реестра субъектов малого и среднего предпринимательства не существует. Форма декларации утверждается заказчиком и включается в положение о закупке. При этом заказчику запрещено (п. 13 Положения, утв. Постановлением № 1352) требовать от поставщика какие бы то ни было документы кроме декларации для подтверждения его статуса субъекта малого или среднего предпринимательства.

Если продукция, включенная в кратко описанный выше перечень, должна составлять не менее 10 процентов годового объема закупок заказчика, то всего у малого бизнеса заказчик должен разместить не менее 18 процентов от годового объема своих закупок. Очевидно, что оставшиеся 8 процентов будут «добираться» за счет побед малого бизнеса в обычных закупках, за счет прямых закупок и за счет привлечения малых предприятий в качестве субподрядчиков в случаях, когда это условие предусмотрено закупочной документаций и проектом договора.

Своеобразной поблажкой заказчику является то обстоятельство, что при расчете общего объема закупок — то есть тех самых 100 процентов, от которых потом нужно будет исчислить 18 процентов и 10 процентов соответственно — заказчик может не учитывать целый ряд закупок, проводимых по Закону № 223-ФЗ (п. 7 Положения, утв. Постановлением № 1352).

Таким образом, в тех сферах, в которых привлечение малого бизнеса может быть экономически и производственно неоправданно, заказчик получает право фактически размещать у субъектов малого и среднего предпринимательства не 18 процентов, а куда меньшую долю от реального общего объема закупок (п. 7 Положения, утв. Постановлением № 1352).

Заказчик обязан включать четвертой строкой (первые три строки, согласно ч. 19 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, — сведения о количестве и об общей стоимости всех заключенных за месяц договоров; сведения о договорах, заключенных по результатам прямой закупки; сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну) в ежемесячный отчет сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 4 ч. 19 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

С 1 января 2016 года заказчик будет обязан размещать в единой информационной системе не позднее 1 февраля сведения об объеме закупок, произведенных в течение всего предыдущего года у малого бизнеса. То есть к 1 февраля 2016 года нужно опубликовать эти сведения, касающиеся 2015 года. А значит, аккумулировать их необходимо уже сегодня. Если эти сведения не будут опубликованы, либо окажутся недостоверными, либо доля закупок у малого бизнеса составит менее 18 процентов, то субъект Закона № 223-ФЗ автоматически становится субъектом Закона № 44-ФЗ. Как следствие, он обязан будет проводить все без исключения закупки с 1 февраля и до окончания злополучного года по правилам контрактной системы.

Читайте так же:  Льготы при награждении главы города

Форма этого ежегодного отчета установлена Постановлением № 1352. По своему содержанию он не многим сложнее того ежемесячного отчета о закупках, который заказчики публикуют уже сегодня, с той лишь разницей, что касаться он будет лишь малого бизнеса.

Отметим, что обязанность поддерживать малый бизнес касается лишь крупных заказчиков, годовой объем выручки которых составляет более 10 млрд. рублей. А с 1 января 2016 года — тех, чей годовой объем выручки превышает 1 млрд. рублей.

Льготы для малого бизнеса по правилам контрактной системы Закона № 44-ФЗ

Несложно заметить, что при разработке комплекса мер поддержки малых и средних предприятий, участвующих в закупках госкомпаний и естественных монополий, использовался опыт контрактной системы. В целом в рамках государственных закупок применяются схожие преференции для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. Принципиальное отличие от закупок, проводимых по правилам Закона № 223-ФЗ, состоит в том, что на субъекты среднего предпринимательства эти преференции не распространяются.

Минимальный объем закупок, который государственные и муниципальные заказчики обязаны размещать у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, установлен частью 1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ на уровне 15 процентов от их общего годового объема закупок. При этом в общем объеме не учитываются закупки: для обеспечения обороны страны и безопасности государства, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), работ в области использования атомной энергии и т.д. (ч. 1.1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ)

Принцип исключения этих закупок из общего объема несколько иной, чем в системе закупок по Закону № 223-ФЗ. Так, за рамки поддержки малого бизнеса выведены те подряды, которые по правилам госзакупок размещаются в закрытом или неконкурентном режиме. Может их выполнить малый бизнес или нет, значения не имеет.

Как и в рассмотренном выше комплексе мер поддержки малого бизнеса, госзаказчик для размещения у малых предприятий этих 15 процентов заказа может либо проводить специальные закупки, в которых участвуют только малые предприятия, либо устанавливать в закупочной документации условие о привлечении малого бизнеса в качестве субподрядчика.

Первый вариант — «разыграть» подряд в кругу малых предприятий — применяется по правилам контрактной системы лишь тогда, когда начальная (максимальная) цена контракта не превышает 20 млн. рублей. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

Если же используется вариант субподряда в пользу малого бизнеса, то заказчик устанавливает в извещении о закупке требование (ч. 5 ст. 30 Закона № 44-ФЗ) к поставщику, не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Еще одним преимуществом для малого бизнеса является то, что размер обеспечения заявки не может для такого участника госзакупки превышать 2 процента начальной (максимальной) цены контракта (ч. 15 ст. 44 Закона № 44-ФЗ). Для всех остальных потенциальных поставщиков максимальный порог размера обеспечения заявки составляет 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта. Если же при проведении аукционов начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн. рублей, то малое предприятие, как и все остальные участники такого аукциона, вносит в качестве обеспечения заявки 1 процент от этой цены.

По итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе. В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями, а также информацию о несостоявшихся закупках с участием субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Источник: http://www.audit-it.ru/articles/account/a1/829897.html

Малые предприятия в 2020 году — какие компании попадают в эту категорию

Разберемся, какие организации и ИП в 2020 подходят под определение малого бизнеса.

Основные критерии малого бизнеса

Чтобы считаться малым, средним или микропредприятием в 2020 году, следует подходить под это определение по трем основным параметрам:

  • попадать в рамки лимита по размеру доходов;
  • попадать в рамки лимита по численности сотрудников (численность малого предприятия не должна превышать 100 человек);
  • попадать в рамки лимита по доле участия других компаний в уставном капитале.

Представителями малого бизнеса считаются компании и предприниматели независимо от налогового режима, если они соответствуют условиям. Это могут быть фирмы и ИП на УСН, ЕНВД, патенте, ОСН.

С 01.08.2016 в расчет максимального размера доходов за прошедший год включается не просто вся выручка по кассе, а все доходы по налоговой декларации. Приведем критерии отнесения предприятия к малому в виде таблицы.

Таблица 1. Показатели дохода и численности сотрудников.

Критерии малого предпринимательства

Еще одним значимым фактором является доля участия в капитале. Дополним критерии малого предприятия 2020.

Таблица 2. Доли в капитале.

Доля участия других лиц в капитале

Доля участия государственных образований (РФ, субъектов РФ, муниципальных образований), общественных и религиозных организаций и фондов — не более 25% в сумме.

Доля участия обычных юридических лиц (в том числе иностранных) — не более 49% в сумме.

Доля участия юрлиц, которые сами субъекты малого и среднего предпринимательства, не ограничена.

Количество работников в 2020 году определяется на основании среднесписочной численности, отчет по которой предоставляется ежегодно в налоговую инспекцию.

Что касается долей в уставном капитале, то ФЗ № 209 от 24.07.2007 предусматривает исключения. Лимиты не распространяются на:

  • акционеров высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;
  • участников проекта «Сколково»;
  • компании, которые практически применяют новейшие технологии, разработанные их учредителями — бюджетными или научными учреждениями;
  • компании, учредители которых включены в правительственный перечень лиц, оказывающих господдержку инновационной деятельности.
Читайте так же:  Полномочия и обязанности исполнителя завещания

А вот доходы за прошедший налоговый период оценивают по налоговым декларациям.

Федеральная налоговая служба разъяснила, что такое малый и средний бизнес: критерии отнесения 2020 содержатся в письме от 18.08.2016 № 14-2-04/[email protected]

Единый реестр малых и средних предприятий

С 01.08.2016 создан единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Его формирует Налоговая служба самостоятельно на основании отчетности:

  • сведений о доходах (оборот малого бизнеса в год);
  • среднесписочной численности сотрудников;
  • данных из Единого госреестра юридических лиц и Единого госреестра индивидуальных предпринимателей;
  • информации от других государственных органов.

Чтобы попасть в реестр, руководителям компаний и предпринимателям ничего делать не нужно. Доступ к реестру предприятий МСП получите на специальной странице сайта ФНС. Чтобы проверить, есть ли информация о вашем бизнесе в едином реестре МСП, достаточно ввести ИНН, ОГРН, ОГРНИП, название фирмы или Ф.И.О. ИП (что-то одно) в строку поиска.

В добровольно-заявительном порядке можно дополнить информацию: сообщить о своей продукции, заключенных контрактах, участии в программах партнерства.

Если данных о вашем бизнесе нет в реестре или они некорректны, еще раз проверьте, соответствует ли ваша компания критериям (как определить размер предприятия микро/малое/среднее, смотрите в таблицах), подайте заявку на проверку с указанием верных сведений.

Организации и предприниматели, сведения о которых будут отсутствовать в реестре, лишаются возможности использовать льготы, предусмотренные для МСП.

Льготы для малых предприятий в 2020 году

Небольшие компании и ИП, попадающие под перечисленные критерии, в 2020 пользуются определенными льготами:

  • они вправе не устанавливать лимит наличных средств, находящихся в кассе (п. 2 указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У). За хранение наличных в кассе свыше определенной суммы предусмотрен штраф по ст. 15.1 КоАП. Субъекты малого бизнеса могут держать в кассе деньги в любом количестве. Правда, если лимит наличных до этого был установлен на предприятии, то его необходимо отменить — издать приказ. Приказ разрешается оформить в любой момент — у этого типа предприятий есть такое право;
  • могут вести упрощенный бухгалтерский учет (п. 4 ст. 6 ФЗ № 402). Для ИП эта льгота не актуальна, поскольку они и так освобождены от обязанности вести бухучет. А вот компании амортизацию вправе начислять один раз в год, а не каждый месяц. Материальные производственные затраты списывать в полной сумме сразу, а не по мере использования. В каждом ПБУ перечислены упрощенные способы ведения учета, которыми пользуются льготники. Микропредприятия вправе даже вести бухгалтерский учет сплошным методом регистрации хозяйственных операций.
  • освобождены от ежегодного сплошного статистического наблюдения (такое наблюдение проводится раз в пять лет, в промежутках — выборочное);
  • вправе обратиться к региональным властям за субсидиями и инвестициями — для спецрежимников регионы снижают налоговые ставки. Также для малого бизнеса на уровне регионов предусмотрены льготы по налогу на имущество;
  • субъекты такого предпринимательства имеют преимущественное право покупки государственной и муниципальной недвижимости, которая находится у них в аренде (ФЗ от 29.06.2015 № 158);
  • имеют преференции в системе госзакупок;
  • микропредприятия вправе полностью или частично отказаться от принятия локальных нормативных актов, таких как правила внутреннего распорядка, графики сменности, положения о премировании и т. д. Но в таком случае работодатель включает все необходимые условия в трудовой договор с сотрудником. Такие трудовые договоры должны заключаться по типовой форме, которая утверждена постановлением правительства от 27.08.2016 № 585. Но при утрате статуса микропредприятия работодатель в течение 4 месяцев обязан восстановить все локальные нормативные акты.

О том, как составить трудовой договор для микропредприятий, мы писали в отдельной статье.

Проверки малых предприятий 2020

Для таких предприятий действуют сокращенные сроки проведения проверок. Любой контролирующий орган может проверять субъект малого бизнеса не дольше 50 часов в год. А для микропредприятий максимальный срок — 15 часов в год.

В течение 2 лет (с 01.01.2016 до 31.12.2018) «малышам» были предоставлены надзорные каникулы. Такую льготу для небольших компаний и ИП установил ФЗ № 246-ФЗ от 13.07.2015. Но это касалось только плановых проверок. Если поступит жалоба от потребителя или у госорганов появится информация о нарушении фирмой закона, проверяющие придут с ревизией.

Срок действия «надзорных каникул», установленных ФЗ № 246-ФЗ, истекавший в конце 2018 года, продлен на 2019 и 2020 годы Федеральным законом , он опубликован на официальном портале правовой документации. Но надо иметь в виду, что надзорные каникулы не распространяются на проверки, проводимые методом риск-ориентированного контроля, а этот метод используют такие ведомства, как ФНС, МЧС, ФАС, Росприроднадзор, Росалкогольрегулирование и Роспотребнадзор. Следовательно, от проверок этих ведомств субъект МСП не освобождается.

Кроме того, нет надзорных каникул и для тех предприятий, которые занимаются лицензируемыми видами деятельности:

  • банки;
  • страховщики;
  • ЧОПы;
  • недропользователи;
  • формацевтические компании;
  • перевозчики;
  • и многие другие (полный список из 52 пунктов дан в статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Подтверждение статуса малым предприятиям не требуется

Организацию не нужно отдельно регистрировать и получать подтверждения того, что ваша фирма является субъектом МСП. Статус в дальнейшем тоже сохраняется автоматически. Достаточно того, что фирма или предприниматель соответствует перечисленным условиям. Причем даже если в течение одного или двух лет вы превысите установленные лимиты, статус предприятия сохранится. Изменение статуса происходит, только когда максимальные показатели количества сотрудников, величины доходов или долей в капитале не соблюдаются три календарных года, идущих подряд (ч. 4 ст. 4 ФЗ № 209).

Вклады теперь застрахованы

С 01.01.2019 правило страхования вкладов распространяется и на малые предприятия. Но чтобы потребовать возмещения по вкладам, предприятие должно быть занесено в реестр субъектов МСП. Об этом говорит Федеральный закон от 03.08.2018 № 322-ФЗ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://ppt.ru/malie-predpriyatia

Льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here