Льгота по ндс ст 149 нк рф

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Льгота по ндс ст 149 нк рф" от профессионалов с полным описанием проблематики. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то вы всегда можете задать вопрос дежурному специалисту.

Льготы по НДС

Под налоговыми льготами понимаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере (п. 1 ст. 56 НК РФ). Налоговые льготы являются одним из элементов налогообложения наряду с объектом налогообложения, налоговым периодом, налоговой ставкой и др. При этом в отличие от последних налоговые льготы не являются обязательным элементом для того, чтобы налог считался установленным (ст. 17 НК РФ). К слову, поскольку налоговые ставки и налоговые льготы являются разными элементами налогообложения, установление, к примеру, налоговой ставки 0% не является налоговой льготой несмотря на то, что при ее применении налог не уплачивается вовсе (Письмо Минфина от 19.01.2018 № 03-02-07/1/2721 ).

А какие есть налоговые льготы по налогу на добавленную стоимость (НДС)?

Какие существуют льготы по НДС?

Льготы по НДС можно найти в ст. 149 НК РФ. При этом нужно иметь в виду, что не все перечисленные в указанной статье операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), подпадают под понятие льгот. Ведь, напомним, что льгота дает преимущества одним категориям налогоплательщиков перед другими (п. 14 Постановления Пленума ВАС от 30.05.2014 № 33, Письмо ФНС от 22.12.2016 № ЕД-4-15/24737 ). Так, например, к льготам можно отнести освобождение от налогообложения следующих операций:

  • реализация в образовательных и медицинских организациях продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми этих организаций, а также реализация таким организациям продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания (пп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • реализация товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по Перечню, утв. Постановлением Правительства от 22.11.2000 № 884 ), производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80% (пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ);
  • оказание услуг коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро, адвокатскими палатами субъектов РФ или Федеральной палатой адвокатов своим членам в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности (пп. 14 п. 3 ст. 149 НК РФ);
  • реализация продукции собственного производства организациями, занимающимися производством селхозпродукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет не менее 70%, в счет натуральной оплаты труда, натуральных выдач для оплаты труда, а также для общественного питания работников, привлекаемых на селхозработы (пп. 20 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Ст.149 НК РФ содержит большое число операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения). Однако большинство из них к налоговым льготам отношения не имеет, поскольку такие операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) у всех налогоплательщиков, т. е. преимущества одних перед другими не создаются.

  • реализация медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по Перечню, утв. Постановлением Правительства от 30.09.2015 № 1042 (пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • реализация товаров, помещенных под таможенную процедуру магазина беспошлинной торговли (пп. 18 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • реализация жилых домов, жилых помещений, а также долей в них (пп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ);
  • передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 рублей (пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Если налогоплательщик применяет льготы по НДС

Применение налогоплательщиком налоговых льгот налагает на него определенные дополнительные обязательства. Так, при проведении камеральной проверки НДС-декларации у налогоплательщика, применяющего налоговые льготы, инспекция может запросить (п. 6 ст. 88 НК РФ):

  • пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы по НДС;
  • документы, подтверждающие право на льготы.

Ведение налогоплательщиком освобожденных от НДС операций, в т.ч. использование налоговых льгот по НДС, обязывает его вести раздельный учет таких операций (в т.ч. входящего НДС по ним) (п. 4 ст. 149 НК РФ).

Сведения об операциях, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), в т.ч. признаваемых налоговыми льготами, нужно отражать в разделе 7 декларации по НДС (Приказ ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/[email protected] ).

Источник: http://glavkniga.ru/situations/k509281

Что-то пошло не так

Воспользуйтесь поиском, чтобы найти нужный материал

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2020 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Источник: http://ppt.ru/kodeks.phtml?kodeks=14&paper=149

Льгота по НДС СТ 149 НК РФ

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Одним из видов деятельности организации (находится на ОСНО) является гарантийный ремонт автомашин. Данные услуги освобождались от НДС согласно п. 2 ст. 149 НК РФ. Начиная с 1 января 2019 года положение об освобождении от НДС услуг по проведению гарантийного ремонта перенесено из п. 2 в п. 3 ст. 149 НК РФ (а именно, пп. 13 п. 2 признан утратившим силу). Данная поправка дает организации возможность отказаться от льготы по освобождению от НДС и вычитать входной НДС с закупаемых для гарантийного ремонта запчастей. Необходимо ли организации представлять в налоговый орган по месту регистрации заявление об отказе от освобождения от НДС (и если это необходимо, то в какие сроки)? Можно ли будет подать данное заявление на 2019 год на отказ от данной льготы уже в 2019 году?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Налогоплательщик вправе отказаться от применения освобождения от налогообложения НДС в отношении операций по гарантийному ремонту (обслуживанию) автомобилей начиная с I квартала 2019 года, подав соответствующее заявление либо в 2018 году, либо непосредственно 09.01.2019. При подаче заявления позднее, например 10.01.2019, право не применять «льготу» возникает уже со следующего налогового периода.

Рекомендуем ознакомиться со следующим материалом:
— Энциклопедия решений. Освобождение от НДС услуг по гарантийному ремонту.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лазарева Ирина

Ответ прошел контроль качества

26 декабря 2018 г.

Читайте так же:  Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска по тк рф

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) На основании пп. 37 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС на территории РФ услуги по осуществлению ремонта и технического обслуживания товаров (в том числе медицинских товаров), включая стоимость запасных частей для них и деталей к ним, оказываемые в период гарантийного срока их эксплуатации в целях исполнения обязательств по гарантийному ремонту таких товаров, при условии невзимания дополнительной платы за такие услуги.

Источник: http://www.garant.ru/consult/nalog/1246861/

Льготы по НДС: благо или бремя?

Материал для подписчиков издания «ЭЖ-Бухгалтер (Бухгалтерское приложение)». Для оформления подписки на электронную версию издания перейдите по ссылке.

ЭЖ-Бухгалтер

Бухгалтерское приложение газеты «Экономика и Жизнь» — рассчитано на практикующих бухгалтеров, аудиторов, работников налоговых органов. Представляет актуальные комментарии специалистов, оперативные ответы на вопросы читателей, а также законы, постановления, инструкции, письма и разъяснения министерств и ведомств.

Периодичность выхода: еженедельно, 50 номеров в год. Объем:12 полос.


Источник: http://www.eg-online.ru/article/117677/

НДС: операции, освобождаемые по статье 149 НК РФ, не льготы

Налоговые инспекторы традиционно считают, что операции, упомянутые в ст. 149 НК РФ, носят характер налоговых льгот. Следовательно, при камеральных проверках можно требовать у налогоплательщиков подтверждающие документы. Споры на эту тему давно переместились в судебную плоскость. Существует и знаковое постановление Президиума ВАС РФ от 18.09.2012 № 4517/12, разъяснившее, что такое налоговая льгота с точки зрения ст. 56 НК РФ. Однако налоговики не унимаются.

Общество представило в ИФНС декларацию по НДС за IV квартал 2012 г. В разделе 7 «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), операции, не признаваемые объектом налого­обложения, операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации» декларации были отражены операции по пяти кодам:

■ 1010251 — реализация услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды регистрационных, лицензионных и патентных пошлин и сборов, таможенных сборов за хранение, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том числе платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами (подп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ);

■ 1010239 — реализация услуг по представлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности (подп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ);

■ 1010292 — операции займа в денежной форме и ценными бумагами, включая проценты по ним, а также операции ­РЕПО, включая денежные суммы, подлежащие уплате за предоставление ценных бумаг по операциям ­РЕПО) (подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ);

■ 1010258 — операции по уступке (переуступке, приобретению) прав (требований) кредитора по обязательствам, вытекающим из договоров по предоставлению займов в денежной форме и (или) кредитных договоров, а также исполнению заемщиком обязательств перед каждым новым кредитором по первоначальному договору, лежащему в основе договора уступки (подп. 26 п. 3 ст. 149 НК РФ);

■ 1010243 — реализация долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах (ценных бумаг и инструментов срочных сделок, включая форвардные, фьючерсные, контракты, опционы (подп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ).

­ИФНС потребовала представить в десяти­дневный срок подтверждающие документы по этим операциям. Свои требования инспекторы аргументировали п. 6 ст. 88 НК РФ, который дает право налоговым органам при проведении камеральных проверок истребовать у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право на эти льготы. Общество сочло этот запрос неправомерным и не представило документы. Инспекция привлекла общество к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ. Общество оспорило действия инспекции в суде и выиграло в первых двух инстанциях. Но в кассационной инстанции проиграло (см. постановление ­ФАС Западно-Сибирского округа от 27.01.2014 по делу № А27-3819/2013).

Согласно ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать его в меньшем размере.

Суд первой инстанции отметил, что отсутствие у налогоплательщика обязанности исчислять и уплачивать в бюджет ­НДС с операций, не подлежащих налогообложению, прямо предусмотрено ст. 149 НК РФ. Такая реализация, не признаваемая объектом обложения ­НДС, не учитывается при формировании налоговой базы по ­НДС, в то время как налоговые льготы согласно ст. 56 НК РФ применяются только в отношении отдельных категорий налогоплательщиков. Поэтому необходимо отграничивать льготы от случаев, когда не возникает объект налогообложения и соответственно налогоплательщик не обязан представлять в рамках проводимой камеральной налоговой проверки документы, подтверждающие правомерность отражения в разделе 7 указанных операций, не подлежащих налогообложению.

Вывод суда первой инстанции: операции, отражающиеся в разделе 7, не отвечают признакам льготы согласно ст. 56 НК РФ, что не предполагает по ним проверку первичных документов в рамках камеральной налоговой проверки. Апелляция подчеркнула, что эти выводы согласуются с позицией, изложенной в постановлении Президиума ­ВАС РФ от 18.09.2012 № 4517/12. В этом деле спор касался операций по реализации земельных участков, заявленных обществом в разделе 7 декларации по ­НДС (код 1010806). Президиум отметил, что в п. 2 ст. 146 НК РФ указаны операции, которые в целях главы 21 НК РФ не признаются объектом обложения. То есть отсутствие у налогоплательщика обязанности исчислять и уплачивать в бюджет ­НДС с таких операций прямо предусмотрено нормами налогового законодательства и в силу ст. 56 НК РФ не является льготой. Следовательно, направление налогоплательщику при проведении камеральной налоговой проверки требования о представлении документов, подтверждающих правомерность отражения в налоговой отчетности операций, не облагаемых ­НДС, противоречит нормам ст. 88 НК РФ.

По мнению апелляции, данное Президиумом ­ВАС РФ толкование ст. 56 НК РФ распространяется не только на ст. 146, но и на ст. 149 НК РФ. Сказанное также подтверждается Определением ­ВАС РФ от 12.11.2012 № ­ВАС-6809/12. В данном случае инспекция истребовала у налогоплательщика документы в части подтверждения реализации по двум кодам операций, отражаемых в разделе 7 налоговой декларации по ­НДС: 1010292 (уже упоминавшиеся операции займа) и 1010256 — реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Тройка судей напомнила, руководствуясь постановлением Президиум ­ВАС РФ от 18.09.2012 № 4517/12, что общество вправе обратиться в суд с заявлением о пересмотре судебных актов по новым обстоятельствам. Дело действительно было пересмотрено (см. постановление ­ФАС Московского округа от 20.08.2013 № А40-87461/11-99-409) в пользу налогоплательщика.

Читайте так же:  Как подтвердить выплату алиментов

В следующем деле Межрайонная ­ИФНС попыталась оспорить в надзорной инстанции решения трех нижестоящих судов, принятые в пользу налогоплательщика, но получила отказ (см. Определение ­ВАС РФ от 15.11.2012 № ­ВАС-8834/12).

В данном деле инспекция требовала подтверждающих документов по операциям с уже упоминавшимися кодами 1010292 (операции займа) и 1010243 (реализация долей), а также с кодом 1010274 (по реализации лома и отходов цветных металлов). Как отмечено в данном Определении, выводы нижестоящих судов соответствуют позиции ­ВАС РФ, изложенной в постановлении Президиума от 18.09.2012 № 4517/1 при рассмотрении спора со схожими с настоящим делом фактическими обстоятельствами.

Что касается займов, стоит также упомянуть недавнее Определение ­ВАС РФ от 31.01.2014 № ­ВАС-497/14. В этом деле инспекция также посчитала, что освобождение операций займа в денежной форме от обложения ­НДС является льготой. Но суды трех инстанций указали, что направление обществу при проведении камеральной налоговой проверки требования о представлении документов, подтверждающих правомерность отражения в налоговой отчетности операций, не облагаемых ­НДС, противоречит положениям ст. 88 НК РФ, поскольку обязанность по их представлению вместе с налоговой декларацией не установлена. С этой позицией согласилась и тройка судей, которая отказалась передавать дело в Президиум ­ВАС РФ.

Последнее слово за ­ВАС РФ

Вернемся к нашему делу. Принимая решения в пользу налогоплательщика и суд первой инстанции, и апелляционный суд руководствовались нормами Кодекса и правовой позиций Президиума ­ВАС РФ, сформированной в постановлении от 18.09.2012 № 4517/12.

Однако кассационная инстанция вопреки логике и здравому смыслу заняла позицию налоговых органов (постановление ­ФАС Западно-Сибирского округа от 27.01.2014 по делу № А27-3819/2013). Налогоплательщик в свою очередь обратился в надзорную инстанцию. Определением от 05.02.2014 № ­ВАС-1442/14 заявление общества о пересмотре судебного акта в порядке надзора, принято к производству.

Источник: http://www.eg-online.ru/article/239550/

Как получить освобождение от уплаты НДС в 2019 — 2020 годах?

Кто освобождается от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ

Начнем с того, что освобождение от НДС, получаемое в порядке ст. 145 НК РФ, применяется в отношении всей деятельности налогоплательщика, а не в отношении отдельных видов бизнеса или операций. В то же время оно не освобождает от уплаты ввозного и агентского НДС (п. 3 ст. 145, ст. 161 НК РФ).

Получить освобождение от НДС могут как организации, так и индивидуальные предприниматели. Главное, чтобы выполнялось следующее условие: сумма выручки от реализации ТРУ (без НДС) за 3 предшествующих последовательных календарных месяца не должна превышать 2 млн руб. (п. 1 ст. 145 НК РФ).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В расчет нужно включать выручку только от облагаемых НДС операций (письмо ФНС России от 12.05.2014 № ГД-4-3/[email protected], постановление Президиума ВАС РФ от 27.11.2012 № 10252/12).

Не вправе получить освобождение от НДС (п. 2 ст. 145 НК РФ):

  • лица, реализующие подакцизные товары;
  • организации, имеющие освобождение от НДС как участники проекта «Сколково».

На освобождение также могут претендовать вновь созданные организации и вновь зарегистрированные ИП в течение первых трех месяцев работы, когда у них еще нет 3-месячной выручки (см. письмо Минфина от 23.08.2019 № 03-07-14/64961).

Как получить освобождение от уплаты НДС в 2019-2020 годах

Начать применять освобождение от НДС по ст. 145 НК РФ можно с первого числа любого месяца в течение календарного года. О применении освобождения при этом необходимо проинформировать свою ИФНС в срок не позднее 20-го числа месяца, с которого вы начали использовать освобождение (п. 3 ст. 145 НК РФ).

О последствиях пропуска срока подачи уведомления читайте в статье «Не затягивайте с подачей документов на освобождение по ст. 145 НК РФ».

Форма сообщения — уведомление об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС. Формы утверждены отдельно для плательщиков ЕСХН и для всех остальных (приказ Минфина от 26.12.2018 № 286н). Скачать бланк для сельхозпроизводителей можно здесь. Общую форму уведомления ищите тут.

О применении освобождения при ЕСХН с 2019 года читайте в этой статье.

Вместе с уведомлением нужно представить (абз. 2 п. 3, п. 6 ст. 145 НК РФ):

  • выписку из бухгалтерского баланса (для юрлиц);
  • выписку из книг учета доходов и расходов и хозяйственных операций (для индивидуальных предпринимателей);
  • выписку из книги продаж.

Выписки оформляются в произвольной форме, но так, чтобы инспекция четко видела размер выручки за 3 предыдущих месяца.

Как применять освобождение от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ

Применение освобождения от НДС носит уведомительный характер, поэтому разрешения от инспекции не требуется.

Видео (кликните для воспроизведения).

Также освобожденный от обязанностей НДС-плательщика не обязан:

  • исчислять и уплачивать НДС, кроме случаев, когда он выставляет счет-фактуру с выделенным налогом (п. 5 ст. 173 НК РФ, письмо Минфина России от 26.05.2015 № 03-07-14/30264);
  • сдавать НДС-декларацию (письмо ФНС России от 29.04.2013 № ЕД-4-3/[email protected]);
  • вести книгу покупок (письмо ФНС России от 29.04.2013 № ЕД-4-3/[email protected]).

ВАЖНО! Начав использовать данное освобождение от НДС, вы не сможете отказаться от него в течение 12 календарных месяцев (п. 4 ст. 145 НК РФ), по истечении которых вы должны подать в ИФНС:

  • документы, подтверждающие, что в течение срока освобождения ваша выручка за каждые 3 последовательных календарных месяца не превышала 2 млн руб.;
  • уведомление о продлении освобождения от НДС на последующие 12 календарных месяцев или об отказе от него.

Налогоплательщик, освобожденный от уплаты НДС:

  • Не освобождается от выставления счета-фактуры покупателю. В счетах-фактурах НДС не выделяет, а делает надпись: «Без НДС» (п. 5 ст. 168 НК РФ).
  • Должен вести книгу продаж (подп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ, п. 1 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137.
  • Не имеет права на вычет НДС (подп. 1 п. 2 ст. 171, подп. 3 п. 1 ст. 170 НК РФ).
  • Включает НДС, предъявленный поставщиками, в стоимость товаров, работ, услуг (подп. 3 п. 1 ст. 170 НК РФ).
  • Обязан восстановить принятый к вычету НДС со стоимости товаров (работ, услуг), основных средств, нематериальных активов, которые будут использоваться в период освобождения. Восстановление нужно произвести в последнем налоговом периоде перед началом использования освобождения, если освобождение от уплаты налога начинается с первого месяца квартала или, если освобождение применяется со второго или третьего месяца квартала, то в том же квартале, когда началось применение освобождения (п. 8 ст. 145 НК РФ).

В то же время в некоторых обстоятельствах право на освобождение от НДС можно утратить, а именно в случаях, когда (п. 5 ст. 145 НК РФ):

  • выручка за какие-либо 3 месяца превысит 2 млн руб.;
  • начнется реализация подакцизных товаров.
Читайте так же:  Виза в оаэ для россиян сколько стоит и как оформить

Кто освобожден от уплаты НДС по ст. 149 НК РФ

Освобождение от НДС по ст. 149 НК РФ применяется не по деятельности организации или ИП в целом, а в отношении отдельных операций. Указанная статья содержит полный и закрытый перечень таких операций. Например, к ним относятся:

  • реализация некоторых отечественных и зарубежных медицинских товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ (подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • реализация медицинских услуг (подп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • реализация долей в уставном (складочном) капитале организаций, ценных бумаг (подп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ) (см. также«Законна ли продажа программного обеспечения без НДС?»);
  • банковские операции (подп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ);
  • операции займа, включая проценты (подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ) и др.

Помимо собственно перечня необлагаемых операций ст. 149 НК РФ содержит также условия применения данного освобождения от НДС для некоторых из них, например наличие лицензии или комплекта необходимых подтверждающих документов.

Подчеркнем, что специальным образом получать данное освобождение от НДС или уведомлять о его применении налоговиков не нужно. Достаточно, чтобы соблюдались установленные ст. 149 НК РФ условия.

По операциям, указанным в п. 3 ст. 149 НК РФ, кодексом предусмотрена возможность отказа от применения освобождения от НДС (п. 5 ст. 149 НК РФ). Такой отказ может быть выгоден, так как позволит плательщику применять вычеты НДС и не вести раздельный учет. Чтобы этой возможностью воспользоваться, не позднее первого числа налогового периода, с которого вы намерены отказаться от освобождения от НДС или приостановить его, в ИФНС нужно подать соответствующее заявление.

Отказаться от освобождения от НДС можно в отношении:

  • всех операций из п. 3 ст. 149 НК РФ;
  • отдельных операций из п. 3 ст. 149 НК РФ;
  • одной из операций п. 3 ст. 149 НК РФ.

Отказ возможен на срок не менее 1 года (п. 5 ст. 149 НК РФ).

С образцом заявления об отказе от освобождения от НДС по ст. 149 НК РФ можно ознакомиться в материале «Образец заявления об отказе от освобождения от НДС».

Итоги

Итак, подытожим. Налоговым кодексом РФ предусмотрено 2 вида освобождения от НДС:

  1. Освобождение от обязанностей плательщика НДС (ст. 145 НК РФ).
  2. Освобождение от НДС для отдельных операций (ст. 149 НК РФ).

Первое применяется в отношении всей деятельности хозяйствующего субъекта и требует уведомления налогового органа. Второе распространяется только на конкретные виды операций и применяется без какого-либо оповещения налоговиков. При этом применение каждого из них требует соблюдения определенных условий.

Источник: http://nalog-nalog.ru/nds/osvobozhdenie_ot_nds/kak_poluchit_osvobozhdenie_ot_uplaty_nds_godah/

Ст. 149 НК РФ (2019): вопросы и ответы

Ст. 149 НК РФ: официальный текст

Ст. 149 НК РФ: вопросы и ответы

Статья 149 НК РФ: какие операции не подвержены налогообложению НДС?

Ст. 149 НК включает группы операций, свободных от обложения НДС:

  • Оформление в аренду помещений иностранцам и их организациям (п. 1 ст. 149 НК РФ), аккредитованным в РФ.

Непременным условием неначисления НДС по п. 1 ст. 149 НК РФ являются зеркальные действия соответствующего иностранного государства в отношении граждан и организаций России, что подтверждается оформлением международного договора.

Перечень таких государств составляют МИД и Минфин РФ (приказ от 08.05.2007 № 6498/40н). Документом, подтверждающим такое освобождение, является копия свидетельства о внесении в реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, форма которого утверждена приказом ФНС России от 26.12.2014 № ММВ-7-14/[email protected] Это свидетельство выдает Федеральная налоговая служба.

  • Реализация социально ориентированных товаров, работ или услуг (п. 2 ст. 149 НК РФ).

Все подпункты п. 2 ст. 149 НК РФ в редакции 2019 года затрагивают социальную сторону работы хозсубъектов. К ним, в частности, относятся медицинские, международные и религиозные отношения, что позволяет снизить финансовую нагрузку на подобные организации. Основное льготирование по НДС относят к производству медикаментов, оказанию медуслуг и образованию.

  • Освобождение ряда операций (п. 3 ст. 149 НК РФ), на которых мы подробнее остановимся ниже.

При использовании операций, включенных в п. 3 ст. 149 НК РФ, фирма может заявить отказ (п. 5 ст. 149 НК РФ) от освобождения по НДС. Тогда она сможет применять НДС-вычет. Для этого в ИФНС подается заявление с указанием конкретных операций, по которым требуется это сделать. Это ограничение действительно в отношении конкретного контрагента в течение года. В этом случае фирма должна организовать учет отдельно по льготируемому и обычному НДС (п. 4 ст. 149 НК РФ).

О сроке подачи такого заявления см. в статье «Как отказаться от освобождения от НДС?» .

Законодателю разрешено вносить изменения в ст. 149 НК РФ. Тогда базу для расчета НДС определяют на дату отпуска товара или окончания выполнения работ и услуг (п. 8 ст. 149 НК РФ). Фактический день их оплаты значения не имеет.

Какие операции свободны от налогообложения НДС в соответствии с п. 2 ст. 149 НК РФ?

В регламентируемый п. 2 ст. 149 НК РФ список входят:

1. Операции по реализации:

  • товаров медицинского направления: протезы, ортопедическая обувь и др. (по перечню, утвержденному постановлением Правительства от 30.09.2015 № 1042);
  • автотранспорта для инвалидов;
  • очков, оправ и линз, предназначенных для коррекции зрения;
  • похоронных принадлежностей (перечень приведен в постановлении Правительства от 31.07.2001 № 567);
  • товаров в рамках безвозмездной помощи;
  • результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, изобретений и т. п.);
  • материальных ценностей, выпускаемых из госрезерва (с 01.01.2018);
  • макулатуры (на период с начала 2017 года и до конца 2018 года).

2. Работы и услуги:

  • медуслуги (согласно перечню ОМС);
  • оказание услуг престарелым, инвалидам и больным — уход за ними осуществляют при выдаче заключений органами соцзащиты и организациями здравоохранения;
  • услуги по медицинской диагностике и лечению населения (их перечень содержит постановление Правительства РФ от 20.02.2001 № 132);
  • услуги скорой помощи и другие виды услуг медицинского характера (сбор крови у доноров, уход за больными);
  • услуги по дошкольному образованию детей, в том числе занятия с ними в кружках, секциях;
  • услуги по перевозке пассажиров различными видами транспорта;
  • ритуальные услуги и работы по изготовлению памятников;
  • услуги по ремонту и техобслуживанию бытовых и медицинских товаров в течение гарантийного срока;
  • работы, связанные с объектами культурного наследия РФ, включенными в Госреестр;
  • работы по жилищному строительству для военнослужащих;
  • услуги по техническому осмотру автомобилей;
  • работы по постановке и съемке кинофильмов;
  • образовательные услуги некоммерческих организаций;
  • работы по обслуживанию морских и речных судов;
  • другие работы и услуги.
Читайте так же:  Новые размеры пошлин за регистрацию товарного знака

Освобождают ли от НДС продажу медоборудования?

При продаже медоборудования или принадлежностей к нему, в том числе ввозимых в РФ, оно подлежит освобождению от НДС, если на него выписано регистрационное удостоверение на основании списка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042.

Обратите внимание, что с 01.07.2017 право на льготу подтверждает регистрационное удостоверение на медицинское изделие, выданное в соответствии с правом Евразийского экономического союза. Кроме того, до 31.12.2021 льготу можно подтвердить, представив регистрационное удостоверение на медицинское изделие (регистрационное удостоверение на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданное в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 1 закона от 07.03.2017 № 25-ФЗ). Такое удостоверение должно быть представлено в ИФНС налогоплательщиком, реализующим данную технику. Это касается и принадлежностей к этому оборудованию. В регистрационном удостоверении должно быть указано, что оно оформлено на комплект конкретной техники (например, зубоврачебное кресло с набором инструментов к нему).

Инструменты ударные и режущие (сверла, боры, фрезы), предназначенные для лечения зубов, подпадают под освобождение от НДС согласно перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042.

Подлежат ли налогообложению услуги по медосмотрам?

Медицинские осмотры работников проводятся перед поступлением на некоторые виды работ и для предупреждения заболеваний. Например, в организациях, эксплуатирующих транспорт, нужно совершать перед рейсом и после него медосмотр шоферов (ст. 20 закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ).

Услуги на медосмотр освобождаются от налогообложения НДС. Однако медицинской организации или частнопрактикующему врачу нужно иметь лицензию (постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 291).

На предприятии может быть организован медкабинет или здравпункт, где будет работать медперсонал поликлиник или медработники по договорам.

В договоре на оказание медуслуг нужно прописать действия лица, проводящего медосмотр, и основания для отстранения водителей от работы. Данные медосмотра заносят в специальный журнал. В путевом листе допущенного к рейсу шофера ставится штамп: «Допущен». Это является доказательством для ГИБДД, что медосмотр проведен.

Проверку выполнения этих требований может осуществить Ространснадзор или трудовая инспекция. Их невыполнение приведет к штрафам руководителя и самой фирмы (ст. 11.32, ст. 12.31.1, ст. 12.32 КоАП).

Какие условия должны соблюдаться для услуг по подп. 4 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса?

Дошкольные учреждения создают для детей с целью:

  • обеспечения дошкольного образования;
  • укрепления детского здоровья;
  • развития детей.

Такие организации осуществляют свою деятельность на основе полученной лицензии, которую они получают на основе выполнения требований ст. 91 закона «Об образовании…» от 29.12.2012 № 273-ФЗ с учетом вида образовательных услуг.

Право на использование освобождения по НДС у коммерческих образовательных организаций есть, но только у тех, кто использует программу дошкольного образования (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.09.2014 № А27-18046/2013). Кроме этого, им необходима лицензия на проведение общеобразовательной деятельности (подп. 40 п. 1 ст. 12 закона «О лицензировании…» от 04.05.2011 № 99-ФЗ).

Таким образом, у налогоплательщика должны быть в наличии все перечисленные выше документы, чтобы подтвердить налоговикам право использования освобождения от НДС.

Платится ли НДС при сборе и продаже отходов металлов?

Продажа лома и отходов металлов (черных и цветных) с 01.01.2018 больше не подпадает под освобождение от НДС (подп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ).

В своей производственной деятельности фирмы по приему металлолома следуют положениям закона «Об отходах…» от 24.06.1998 № 89-ФЗ и постановлений Правительства от 11.05.2001 № 369 и № 370. С их учетом прием отходов и лома можно производить только у их собственников при наличии документов. Собственник в заявлении на прием лома указывает, как у него возникло право на сдаваемый лом. При сдаче лома составляется приемосдаточный акт. Принимающая лом фирма должна провести его проверку на радиацию и взрывоопасность.

Дальнейшая реализация лома черных и цветных металлов облагается НДС, но налог уплачивает не продавец, а покупатель, который в данном случае выступает в роли налогового агента (письмо ФНС от 16.01.2018 № СД-4-3/[email protected]).

Подробности см. здесь.

Какие операции из п. 3 ст. 149 НК РФ попадают под освобождение от НДС?

В соответствии с п. 3 ст. 149 НК РФ от налогообложения НДС освобождают:

  • продажу религиозными организациями литературы и предметов, относящихся к религии (перечень утверждает Правительство РФ);
  • реализацию товаров, услуг и работ, производимых организациями и обществами инвалидов (перечень утверждает Правительство РФ); при этом количество инвалидов в таких обществах должно быть не менее 80%;
  • операции банков:
    • по привлечению вкладов населения и кассовому обслуживанию;
    • ведению банковских счетов организаций;
    • покупке и продаже валюты и драгметаллов;
    • обслуживанию банковских карт;
  • оказание услуг по страхованию, в том числе медицинскому, и негосударственному пенсионному обеспечению;
  • проведение лотерей;
  • реализацию руд и другого сырья и материалов, содержащих драгметаллы, драгоценные камни и алмазы;
  • продажу необработанных алмазов;

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 01.06.2018 банковские операции с драгоценными камнями исключены из перечня транзакций, не облагаемых НДС.

Подробности см. здесь.

  • продажу входных билетов (на бланках строгой отчетности) на спортивные мероприятия и предоставление в аренду стадионов;
  • операции по займам денег и ценных бумаг;
  • выполнение НИОКР за счет бюджета РФ или фондов поддержки по закону «О науке» от 23.08.1996 № 127-ФЗ для создания новых технологий и продукции — к ним относят разработку новых конструкций машин и оборудования, приборов с проведением их испытаний и получением практических результатов от их использования;

Подробнее о документах, подтверждающих льготы по НДС для НИОКР, см. в статье «От НДС-освобождения можно отказаться частично».

При каких условиях общественная организация инвалидов может получить льготу по НДС?

В соответствии со ст. 117 ГК РФ общественные организации инвалидов являются некоммерческими. В своей деятельности такие организации имеют право применять льготу по НДС при условии, что деятельность по получению дохода является дополнением к уставной. Только в этом случае получаемый доход может освобождаться от обложения НДС. Деятельность с получением прибыли организацией инвалидов должна создавать материальную базу для реализации уставных целей. Если этого не происходит, то льгота по НДС невозможна. Такую точку зрения высказал Президиум ВАС в постановлении от 14.09.2010 № 1812/10 по делу № А76-9347/2009-43-49.

Какие организации имеют право продавать билеты на спортивные мероприятия?

С 01.04.2015 формулировка подп. 13 п. 3 ст. 149 НК РФ изменена законом от 29.12.2014 № 479-ФЗ. В нее внесено уточнение понятия «входные билеты и абонементы». Здесь для применения льготы по НДС основным является требование, чтобы их распространение производили организации физкультуры и спорта (письмо Минфина от 20.03.2014 № 03-07-07/12151).

Как произвести расчет НДС при получении банком квартиры в счет погашения кредита?

При погашении банковского кредита заемщик расплатился квартирой. Это соответствует требованиям ст. 409 Гражданского кодекса. Банк вправе произвести продажу жилого помещения для возврата денег по выданному кредиту. Эти действия свободны от налогообложения НДС (подп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Читайте так же:  Поддержка малого бизнеса государственные программы и льготы

По операциям, предусмотренным п. 3 ст. 149 НК РФ (как по всем, так и выборочно), налогоплательщик может отказаться от применения льготы. Для этого нужно только представить в налоговые органы соответствующее заявление до начала налогового периода, с которого по этим операция будет начислять НДС, а льгота применяться не будет.

Итоги

Ст. 149 НК РФ регламентирует перечень операций, при осуществлении которых налогоплательщик освобождается от НДС. Законодатели довольно часто вносят изменения в ст. 149 НК РФ и комментируют отдельные нюансы применения льгот. Чтобы не ошибиться при исчислении налога, следите за нашей рубрикой «Льготы по НДС».

Источник: http://nalog-nalog.ru/nds/lgoty_po_nds/st_149_nk_rf_voprosy_i_otvety/

Освобождение от НДС по пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ – применение к электронным «товарам» в компьютерных играх

В настоящее время юристы «Щекин и партнеры» представляют интересы компании «Мэйл.Ру Геймз» в судебном споре с Инспекцией ФНС России № 14 по г. Москве. Это дело уже привлекло внимание СМИ. В нем поставлен довольно интересный вопрос: освобождается ли от НДС продажа товаров в онлайн-играх.

Суть спора сводится к применению нормы-освобождения пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ к предоставлению прав на программные продукты компании — многопользовательские компьютерные игры, игровой процесс в которых ведется в Интернете в режиме онлайн.

Напомню, что в соответствии с этой нормой от НДС освобождаются, в частности, операции по предоставлению прав на использование программ для ЭВМ и баз данных на основании лицензионного договора. Из формулировки нормы можно выделить следующие условия применения освобождения: 1) операция должна состоять в передаче права использования на программу для ЭВМ; 2) операция должна регулироваться лицензионным договором.

Бизнес компании в качестве оператора игр строится на так называемой freemium модели. Сущность этой модели в том, что в саму игру можно играть бесплатно, но за определенные преимущества в этой игре (повышение характеристик персонажа, костюмы для персонажа, карты локаций и т.д.), именуемые компанией «Дополнительным функционалом», нужно заплатить.

С юридической точки зрения это выглядит следующим образом: компания путем размещения публичной оферты на сайте игры заключает с физическими лицами лицензионные соглашения, по условиям которых им на бесплатной основе предоставляется право использования игры, а на платной основе – право использования Дополнительного функционала.

Гражданское законодательство не предусматривает никаких иных договорных способов распространения компьютерных программ в сети Интернет (о материальных носителях речи в данном случае не идет), кроме договора уступки исключительных прав и лицензионного договора (ст. 1234, 1235 ГК РФ), в том числе и в тех случаях, когда речь идет о «пользовании» программой (п. 3 ст. 1286 ГК РФ, п. 38.2 совместного Постановления Пленума ВАС РФ и ВС РФ № 5/29 от 26.03.2009 г.).

Является ли игра программой для ЭВМ? (ст. 1261 ГК РФ). Это бесспорно. Роспатент уже давно регистрирует игры в качестве программ для ЭВМ — и не только для компьютеров, но и для мобильных устройств. Более того, с этим не спорит и налоговый орган. Не спорит он и с тем, что дополнительный функционал – это часть игры как программы для ЭВМ, что, безусловно, также правильно – с технической точки зрения дополнительный функционал представляет собой набор команд, изначально «зашитых» в программный код игры, и связанные с этими командами аудио, видео и графические файлы.

Уплачивая денежные средства, пользователь активирует ту или иную команду – иными словами, пользуется тем или иным элементом программного кода, причем это происходит автоматически, без какого-либо участия сотрудников компании. Следовательно, он использует программу для ЭВМ.

Раз игра – программа для ЭВМ, а дополнительный функционал – ее элемент, и предоставление прав по использованию как программы, так и ее элемента осуществляется на основании лицензионного договора, значит, все условия применения пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ к получаемым от физических лиц платежам компанией соблюдены.

Так какая же правовая позиция у налогового органа, который оспаривает законность применения компанией льготы?

Налоговый орган, конечно, утверждает, что речь идет о возмездном оказании услуг (п. 5 ст. 38 НК РФ, Глава 39 ГК РФ). Но этот аргумент явно не обоснован – если речь идет о распространении программного обеспечения (что признает и налоговый орган), которое может осуществляться только в правовой форме договора уступки исключительных прав на него или лицензионного договора, то о договоре возмездного оказания услуг речи идти не должно.

В общем-то, ключевой аргумент налоговиков, причем аргумент явно не правовой, а «эмоциональный» – компания причиняет ущерб бюджету.

Но, позвольте, какой может быть ущерб бюджету в том, чтобы законно пользоваться льготой (освобождением), установленной регулятором бюджета (то бишь, законодателем) для стимулирования определенной отрасли экономики?

А норма пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ – это, как представляется, именно стимулирующая льгота, адресованная креативному сектору, состоящему из производителей объектов промышленной интеллектуальной собственности (патенты) и IT-индустрии.

Компания Мэйл.Ру Геймз имеет в штате несколько сотен человек, большую часть из которых составляют программисты, дизайнеры и другие специалисты, участвующие в разработке и адаптации игр. Она является реальным производителем IT-продукции (попросту, софта). Поэтому она имеет все основания претендовать на применение льготы наравне со всеми иными производителями программного обеспечения.

Наконец, единственное отличие формы, в которой компания получает прибыль от распространяемых ей игр, от «классической» формы лицензионных договоров, заключается в том, что доход от распространения ПО в виде игры она получает не в виде платы за саму игру, а в виде платы за использование отдельных ее элементов.

При указанных обстоятельствах налицо дискриминационный подход к компании со стороны налогового органа: получается, что к организациям, которые взимают плату за пользование своим программным обеспечением в целом (например, за платные онлайн-игры или антивирусные программы – Постановление Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 N 1407/11 по делу ЗАО «Лаборатория Касперского») льгота может применяться без каких-либо ограничений, а к организациям, которые делают платным только какие-то элементы таких программ (функционал игры, обновления, дополнения, отдельные функции), льгота применяться не должна?

Представляется, что такая дискриминация по способу платежа не имеет под собой никаких законных оснований при том, что экономическая суть операции в обоих случаях одинакова: распространение программы для ЭВМ в сети Интернет.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://zakon.ru/Blogs/OneBlog/12677

Льгота по ндс ст 149 нк рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here