Компенсация в педагогике

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Компенсация в педагогике" от профессионалов с полным описанием проблематики. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то вы всегда можете задать вопрос дежурному специалисту.

Коррекционной педагогики

Коррекционная педагогика как наука оперирует рядом категорий и понятий.

Воспитание(от рус. «питание» и приставки «вос», что означает — «воспоить», «воскормить»)процессцеленаправленного, систематического взаимодействия взрослого и ребенка с целью формирования личности последнего в соответствии с действующими в обществе социокультурными практиками и нормативными моделями.

Обучениедетей — это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и ученика с целью передачи и усвоения знаний, умений и навыков деятельности, основное средство подготовки к жизни и труду.

Развитие личности— это сложный процесс ее духовного роста, совершенствования, качественного изменения во всех значимых для личности сферах: в деятельности, в отражении окружающей действительности, в отношении к окружающим явлениям, людям, в познавательных процессах.

Развитие нетипичного ребенка в большей степени, чем нормального, зависит от формально организованного обучения. Поэтому при отсутствии обучения или его несвоевременном начале наносится непоправимый ущерб развитию детей, тормозится формирование их психических функций, углубляется отставание от сверстников с сохранным психофизическим статусом; при сложных нарушениях онтогенеза возможности умственного развития могут оказаться нереализованными.

И воспитание и обучение должны носить развивающий характер, учитывать зону ближайшего развития(ЗБР), то есть тот запас потенциальных возможностей, формирующихся функций аномального ребенка, которые он еще не может реализовать самостоятельно, но уже реализует с помощью взрослого. Согласно Л.С. Выготскому, ЗБР определяет не только имеющиеся возможности, но и перспективу психического развития ребенка с проблемами. Любое обучение должно стимулировать переход ЗБР в актуальное развитие (зону актуального развития), то есть со временем руководство взрослого становится излишним, а решение задач ребенком — самостоятельным. Это и составляет внутреннюю взаимосвязь между обучением и развитием, при которой правильно организованное обучение ведет за собой развитие, опираясь на формирующиеся психические функции (42).

В рамках коррекционной педагогики разрабатываются вопросы специальной дидактики (от лат. didaktikos-поучающий). Специальная дидактика изучает проблемы теоретико-прикладных основ коррекционного обучения, выявляет закономерности, которым оно подчиняется, определяет педагогические основы содержания образования, исследует сущность принципов обучения, способы активизации учебно-познавательного процесса. Другими словами, основной задачей специальной дидактики является такая обработка подаваемого аномальным учащимся материала, в результате которой он становится доступным, доходчивым, легким для усвоения, но не теряет при этом логики предмета.

Задачи, содержание, принципы организации коррекционного учебно-воспитательного процесса выделяются, подбираются и разрабатываются для каждого конкретного типа специального образовательного коррекционого учреждения с учетом глубины и характера дефекта, находящихся в нём детей. В зависимости от этого выбираются методы обучения, наглядные и технические средства, решается проблема дифференциации обучения. По-мнению Т.В. Власовой, центральная задача, стоящая перед коррекционной педагогикой — определение тех условий обучения и воспитания, которые наиболее адекватно учитывают особенности развития аномального ребенка и максимально способствуют преодолению имеющихся у него отклонений. При организации специального компенсаторно-коррекционного учебно-воспитательного процесса обязательно учитывается возраст ребенка, время возникновения и структура дефекта. Особое значение имеет, например, момент потери слуха (успела ли развиться речь) или зрения (сохранились ли зрительные представления).

Коррекция (от лат. correctio — исправление) — система психолого-педагогических мер, направленных на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей с ограниченными возможностями. Это может быть как исправление отдельных дефектов (например, коррекция произношения или зрения), так и целостное влияние на личность ребенка с ограниченными возможностями в целях достижения положительного результата в процессе коррекционной учебно-воспитательной работы.

Компенсация (от лат. compensatio — возмещение, уравновешивание) — замещение, перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма, своеобразное его приспособление к изменившимся негативным условиям существования и попытка заменить пораженные, вышедшие из строя или непродуктивно работающие структуры относительно сохранными, компенсаторными механизмами. Например, компенсация нарушенных или утраченных функций зрительного анализатора возможна преимущественно через развитие слуха, обоняния, осязания, то есть с помощью сенсорной системы кожного и кинестетического анализатора.

Процесс компенсации опирается на значительные резервные возможности высшей нервной деятельности человека. Этот процесс типичен и для животных при нарушении или утрате какой-либо функции, являясь проявлением биологической приспособляемости организма, которая устанавливает его равновесие с окружающей средой. Компенсация пораженных функций у человека качественно своеобразна — это процесс развития всех сторон личности, в основе которого лежит единство биологических и социальныхявлений.

У детей с отклонениями в развитии в ходе компенсации происходит формирование новых динамических систем условных связей, коррекция нарушенных или ослабленных функций, развитие личности в целом. Специфическое развитие нетипичных детей происходит на фоне активизации защитных сил, средств организма и мобилизации его резервных ресурсов, сопротивляющихся наступлению патологических процессов.

В этой связи Л.С. Выготский говорил о законе превращения минуса дефекта в плюс компенсации: «Положительное своеобразие дефективного ребенка создается в первую очередь не тем, что у него выпадают те или иные функции, наблюдаемые у нормального, а тем, что выпадение функции вызывает к жизни новые образования, представляющие в своем единстве реакцию личности на дефект, компенсацию в процессе развития»(23).

При этом оптимальное развитие функций сохранных органов, замещающих пораженные системы, Л.С. Выготский объясняет не их особым врожденным строением у нетипичного ребенка, а активным функционированием, вызванным жизненной необходимостью. В развитии ребенка с нарушениями ведущую роль играет не первичный дефект, а его вторичные, третичные социокультурные последствия, его социально-психологическая реализация.

Читайте так же:  Как делится имущество при разводе через суд как действовать

Процессы компенсации (включение ребенка в разнообразные социальные отношения, активное общение, социально-полезная деятельность на основе компенсаторных возможностей) не в состоянии польностью выправить дефект, но они помогают преодолеть затруднения, создаваемые дефектом. Чем раньше начинается специальное психолого-педагогическое воздействие, практика социальной работы, тем успешнее развивается процесс компенсации. Работа по социокультурной и психолого-педагогической реабилитации, начатая на ранних этапах развития, предупреждает появление вторичных и третичных последствий нарушения органов и способствует развитию ребенка в благоприятном направлении. Для некоторых групп детей с проблемами пределы компенсации ограничены, в силу наличия выраженных отклонений в онтогенезе. Тем не менее, их психофизическое здоровье улучшится при осуществлении интеграционных механизмов (практик).

Иногда, в связи с тем, что нетипичные дети крайне подвержены негативным влияниям и состояниям (болезненные процессы, психические перегрузки — аффекты, стрессогенные факторы, травмы), компенсаторные механизмы могут разрушаться. При этом резко снижается работоспособность и замедляется психофизическое развитие. Это явление называетсяДекомпенсация(от лат. de — приставка, означающая недостаток, отсутствие).

Подобные рецидивы функциональных нарушений приводят к неустойчивости и ослаблению психических процессов. Поэтому ребенок с проблемами нуждается в создании охранительного режима, ограничении учебной нагрузки. Успешное протекание компенсаторных процессов у детей с ограниченными возможностями зависит от ряда условий, например (42):

1. Правильно организованная система образования, предусматривающая дифференцированное построение сети специальных образовательных коррекционных учреждений, построение учебно-воспитательного процесса на основе применения специальных приемов и методов коррекционно-реабилитационной работы, их разумное чередование;

2. Использование принципов учета индивидуальных и типологических особенностей нетипичных детей, индивидуального и дифференцированного подхода, соединения теории и практики (обучения с трудом);

3. Формирование и поддержание правильных межличностных отношений в детском коллективе, а также между педагогами и детьми;

4. Правильная организация режима учебной работы и отдыха детей, предупреждающая возможности перегрузки учебными занятиями;

5. Использование широкого арсенала наглядных и технических средств для оптимальной реализации возможностей и способностей детей.

Интеграция(от лат. integratio-восстановление, соединение) — в контексте коррекционной педагогики, это включение детей и подростков с ограниченными возможностями в окружающую среду, обычные межличностные отношения с целью максимальной нормализации их социокультурного статуса. Одним из оптимальных средств интеграции является интегрированное обучение — процесс совместного образования обычных и аномальных детей.

Абилитация(от лат. abilitas — оборудовать умением, способностью) — комплекс услуг, мер, направленных на формирование новых и усиление имеющихся ресурсов социального и психофизического развития ребенка.

Социальная реабилитация(от лат. re — вновь, habilitas -восстановление пригодности к чему-либо, способности и socium — общество) — в международной практике — это восстановление имевшихся в прошлом физических, социальных, образовательных способностей, утерянных по причине болезни или изменения условий жизнедеятельности. В России, по словам В.Н. Ярской, реабилитацией называют как восстановление после тяжелой болезни, так и комплексную помощь детям с ограниченными возможностями (76).

Социальная адаптация(от лат. adapto — приспособляю) — активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. У нетипичных детей из-за дефектов развития затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, усложняющиеся требования. Они испытывают значительные трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, правил, что может вызвать неадекватную реакцию и привести к отклонениям в поведении, вплоть до аномии, как считают социологи Э. Дюркгейм и Р. Мертон. Они под аномией понимали разрушение имеющихся cоциокультурных представлений, норм, установок, которое может сопровождаться фрустрационными состояниями. Промежуточным звеном между процессами адаптации и аномии выступает дезадаптация(от лат. de(s) — прекращение, удаление, устранение, отрицание какого-либо понятия) — процесс разрушения приспособительных механизмов, жизненных планов.

Контрольные вопросы и задания к теме:

1. В чем сущность процесса воспитания?

2. Объясните взаимосвязь процессов обучения и развития.

3. В чем отличие зоны актуального развития ребенка от зоны ближайшего развития?

4. В чем отличие процесса коррекции от процесса компенсации?

5. Перечислите оптимальные условия успешного протекания компенсаторных процессов у детей с ограниченными возможностями.

6. Когда, при каких условиях могут наблюдаться явления декомпенсации и дезадаптации?

Литература к теме:

1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь / Пер. с англ.; Под ред. С.А. Ерофеева. — Казань, 1997.

2. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. — М., 1983. Т.5.

3. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. — М., 1970.

4. Дефектологический словарь / Под ред. А.И. Дьячкова. — М., 1970.

5. Дефектология. Словарь-справочник / Под ред. Б.П. Пузанова. — М., 1996.

6. Дюркгейм Э. Социология образования. / Пер. с фр. Т.Г. Астаховой; Под ред. В.С. Собкина, Я.В. Нечаева. — М., 1996.

7. Краткий словарь терминов социальной работы / Под ред. В.Н. Ярской. — Саратов., 1996.

8. Мертон Р.К. Социальная структура и аномия // Социологический преступности. — М., 1966.

9. Основы обучения и воспитания аномальных детей / Под ред. А.И. Дьячкова. — М., 1965.

10. Энциклопедический социологический словарь / Под общей ред. Г.В. Осипова. — М., 1995.

Источник: http://megaobuchalka.ru/8/27314.html

Компенсация, коррекция и реабилитация как категории коррекционной педагогики и психологии

Компенсация —возмещение, выравнивание, развитие нарушенных или недоразвитых функций, перестройка сохранных функций для замещения нарушенных; приобретение в обучении и воспитании способов деятельности и поведения, способствующих социальной адаптации и интеграции.

«Минус дефекта превращается в плюс компенсации»(Выготский)

Читайте так же:  Пенсия - счастливое время жизни!

— компенсация возможна за счет «обходного пути»:

1. внутрисистемные перестройки (использование сохранных компонентов распавшейся функции)

2. межсистемные (компенсация за счет функций или анализаторов н-р слепые — письмо -осязательный анализатор — Брайль)

— выпадение функции вызывает к жизни новые образования, компенсация в процессе развития

— на личностном уровне — поиск приемлемой замены реальной или мнимой несостоятельности.

Защитный механизм — сублимация (переключение энергии с неудовлетворенных желаний на социально одобряемую активность)

Компенсаторные процессы протекают под постоянным контролем и при участии высшей нервной деятельности; это сугубо внутренние процессы. Они проходят несколько этапов (фаз).

Первая фаза — обнаружение того или иного нарушения в работе организма.

Вторая фаза — оценка параметров нарушения, его локализации и глубины.

Третья фаза — формирование программы последовательности и состава компенсаторных процессов и мобилизации, нервно-психических ресурсов индивида.

Четвёртая фаза —включение этой программы с необходимостью требует отслеживания процесса ее реализации.

Пятая фаза – завершающая, связана с остановкой компенсаторного механизма и закреплением его результатов.

Компенсаторные процессы, разворачиваясь во времени, осуществляются на разных уровнях своей организации.

Первый — биологический или телесный уровень. Компенсаторные процессы протекают преимущественно автоматически и бессознательно.

Второй — психологический уровень — это чисто человеческий способ восстановления нарушенных функций с привлечением работы сознания.

Третий уровень – социально-психологический, связанный с общественным характером бытия. Хорошо известно, что процесс восстановления тех или иных нарушений во многом зависит от характера внешней помощи, в частности, от позиции окружающих по отношению к инвалиду.

Высший уровень организации компенсаторных процессов – социальный. Содержание этого уровня, прежде всего, связано с макросоциальными масштабами существования человека. Его реализация связана с отношением в целом общества к инвалидам.

Психологическая защита, по определению Р. М. Грановской, — «это специальная система стабилизации личности, направленная, на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта».

Копинг-стратегиипредставляют собой сознательные усилия личности, предпринимаемые для совладания со стрессовыми ситуациями, порождающими тревогу.

В реальном повседневном поведении человека, пытающегося решить ту или иную проблемную ситуацию, как правило, различные защитные механизмы комбинируются с разными вариантами копинг-стратегий. Последние крайне многообразны, но легко укладываются в три основных типа

-поиск социальной поддержки и избегание,

— уход от необходимости самостоятельного решения.

С понятием компенсации тесно связан другой термин — декомпенсация, под которым понимается утрата достигнутого ранее компенсаторного эффекта под влиянием патогенных воздействий.

В специальной психологии часто используется еще одно близкое по содержанию понятие — псевдокомпенсация. Оно фиксирует устойчивые тенденции личности неадекватно использовать защитные механизмы и копинг-стратегии, не позволяющие человеку найти продуктивный выход из сложившийся кризисной ситуации.

Реабилитация — система медико-психологических, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций, состояний, личностного и социально-трудового статуса больных, инвалидов, лиц, перенесших заболевание.

Разные виды реабилитации опираются на разные уровни компенсаторных процессов.

Так медицинская реабилитацияобращена к биологическому уровню организации компенсаторных процессов (ведущими являются лекарства, лечебная физкультура и т.д.);

психологическая реабилитация обращена к психологическому уровню компенсаторных процессов (ведущим будут психокоррекционные и психотерапевтические мероприятия) и т.д.

Ситуация абилитации характеризуется тем, что факта и момента утраты функции не было — человек изначально от рождения или с раннего детства обладал тем или иным нарушением.

Речь не может идти о восстановлении, так как восстанавливать можно только то, что утрачено. Если при реабилитацииключевым словом выступает — восстановление, то при абилитации — формирование.

Например, если человек, после перелома ноги хромает, необходима реабилитация, восстановление нормальных функций (таких, как были до перелома ноги), а умственно отсталому малышу нужна абилитация, формирование всех функций, так как самостоятельно они у него не появятся.

Поэтому абилитационные мероприятия нужно понимать, как систему раннего вмешательства в процессе развития ребенка с целью достижения его максимальной приспособленности к внешним условиям существования с учетом индивидуальных особенностей имеющихся нарушений. Таким образом, абилитация (предоставление прав) — это система мероприятий, направленных на формирование эффективных способов социальной адаптации в возможных для данного индивида пределах.

Коррекция —

это всегда определенное воздействие на человека с целью исправления чего-либо, это внешний процесс по отношению к индивиду, в отличие от компенсации.

Для коррекционных мероприятий в качестве базы выступают механизмы сенсибилизации— закономерной способности функций к повышению своей эффективности под влиянием тренировки.

Коррекция, в отличие от компенсации, показана в случае нарушения функции, но не ее выпадении. Корригировать, например, зрение, когда оно отсутствует, бессмысленно.

Источник: http://mydocx.ru/4-19284.html

Компенсация функций

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека . 2006 .

Смотреть что такое «Компенсация функций» в других словарях:

компенсация функций — Этимология. Происходит от лат. compensatio возмещение. Категория. Восстановление целостной деятельности, нарушенной после выпадения из ее структуры тех или иных функций. Специфика. Происходит либо на основе сохранных, либо при перестройке… … Большая психологическая энциклопедия

Компенсация Функций — (от лат. compensatio возмещение) восстановление целостной деятельности , нарушенной после выпадения из ее структуры тех или иных функций, происходящее либо на основе сохранных, либо при перестройке частично нарушенных функций. Так, например… … Психологический словарь

КОМПЕНСАЦИЯ функций — (от лат. compensatio возмещение, уравновешивание), восполнение недоразвитых, нарушенных или утраченных функций вследствие аномалий развития, перенесённых заболеваний и травм. Одна из важных разновидностей адаптац. реакций организма на повреждение … Российская педагогическая энциклопедия

Читайте так же:  Повышение пенсионного пособия для детей-инвалидов
Видео (кликните для воспроизведения).

компенсация функций — возмещение недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счет качественной перестройки или усиленного использования сохранных функций. Процесс К. элементарных физиологических функций не требует обучения и происходит за счет… … Дефектология. Словарь-справочник

КОМПЕНСАЦИЯ ФУНКЦИЙ — (от лат. compensate возмещение и functio) возмещение неразвитых или нарушенных психологических функций за счет использования сохраненных или перестройки частично нарушенных функций. При К. ф. возможно вовлечение в ее реализацию новых нервных… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Компенсация функций — Усложненная форма адаптации, обладающая меньшим резервом прочности. При этом относительно здоровый орган принимает на себя частичное выполнение функций пораженного или больного органа, функционально разгружая его, однако при этом его собственная… … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

компенсация функций психических — см. функция психическая: компенсация. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия

компенсация психических функций — (от лат. compensatio уравновешивание, уравнивание) возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохраненных или перестройки частично нарушенных функций. Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС».… … Большая психологическая энциклопедия

компенсация функциональная — (компенсация функций) восстановление целостной деятельности, нарушенной после выпадения из ее структуры тех или иных функций. Происходит либо на основе сохранных функций, либо за счет перестройки частично нарушенных функций. Например, функцию… … Большая психологическая энциклопедия

КОМПЕНСАЦИЯ — (лат., этим. см. пред. слово). Уравнение действий какой либо силы, также вообще удовлетворение, погашение. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОМПЕНСАЦИЯ 1) уравнение действия силы; 2) вообще… … Словарь иностранных слов русского языка

Источник: http://pedagogical_dictionary.academic.ru/1510/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D1%84%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B9

Понятия коррекции, компенсации, реабилитации, абилитации

Современная зарубежная специальная педагогика отличается в большинстве развитых стран мира гуманным, корректным и тактичным профессионально-педагогическим словарем, особенно в той его части, которая используется в социальном, юридическом, педагогическом, философском контексте. Сохраняется и некоторая часть исконно медицинской, «диагнозной» терминологии, но она используется в более узком профессиональном кругу и не является языком общения специалистов с воспитанниками, учащимися, взрослыми с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, а также с родственниками этих людей, с общественностью, в средствах массовой информации.

Мы уже говорили о том, что с середины 90-х гг. активнее начали использовать такие термины как: «коррекционная педагогика» и «лечебная педагогика». Термин «лечебная педагогика» по сущности означает лечение больных педагогическими методами. Однако понятно, что педагогика не может выполнять несвойственные ей функции и претендовать на поле деятельности медицины, хотя лица с ограниченными возможностями здоровья в ряде случаев действительно нуждаются в медицинской помощи. Таким образом, речь идет все же о специальной педагогике с медицинским сопровождением.Но едва ли можно говорить обо всех людях с отклонениями в развитии как о больных.

Термин «лечебная педагогика» широко употреблялся в немецкой литературе 19 века. В России этим термином пользовались врачи-психиатры И.В. Маляревский, А.С. Грибоедов, В.П. Кащенко, Г.И. Россолимо, которые в первые десятилетия ХХ в. занимались лечением и обучением детей с отклонениями в психическом развитии. Сегодня этот термин в отечественной педагогической науке считается устаревшим, не отражающим сущности изучаемой предметной области и малоупотребительным.

Коррекция(лат. correction — исправление)– определяется как система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков. Коррекция может выступать как самостоятельное педагогическое явление, как специфические действия, направленные на частичное исправление недостатков или преодоление дефекта, в то же время коррекция может быть составной частью учебно–воспитательного процесса и выступать как целостное педагогическое явление, направленное на изменение формирующейся личности ребенка.

В рамках единого учебно–воспитательного процесса коррекция выступает как совокупность коррекционно-воспитательной и коррекционно–развивающей деятельности.

Коррекционно-воспитательная деятельность охватывает всю совокупность мер педагогического воздействия на личность ребенка. Она направлена на изменение познавательных возможностей ребенка, его эмоционально–волевой сферы, улучшение индивидуальных личностных качеств (ответственности, дисциплинированности, собранности, организованности), на развитие его интересов и склонностей, трудовых, художественно-эстетических и иных способностей.

Коррекционно–развивающее обучение – это система мер дифференцированного образования, позволяющая решать задачи своевременной помощи детям, испытывающим трудности в обучении и школьной адаптации. Основная задача данной работы – систематизация знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребенка, восполнение пробелов его предшествующего развития и обучения, развитие недостаточно сформированных умений и навыков, коррекцию отклонений в познавательной сфере ребенка, подготовку его к адекватному восприятию учебного материала.

Компенсация(лат. compensation – возмещение, уравновешивание) –это сложный, многоаспектный процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразвитых психофизиологических функций организма. Компенсаторный процесс опирается на резервные или недостаточно задействованные возможности организма человека.

В процессе компенсации в организме ребенка происходит формирование новых динамических систем и условных связей, перестройка нарушенных или ослабленных функций (при дефекте зрительного анализатора усиливаются возможности слуха и осязания; при недостаточном развитии речевых возможностей усиливается роль кинестетических анализаторов).

Компенсаторные возможности организма ребенка проявляются на фоне мобилизации резервных ресурсов, активизации защитных средств, сопротивления наступлению патологических процессов в организме. В то же время сопротивляемость дефекту, его компенсация усиливаются при активизации социальных факторов, действенной помощи ребенку со стороны педагогов, родителей.

Адаптация школьная(лат. adaptio — приспособлять) –это процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к её нормам и требованиям, к активной познавательной деятельности, усвоению необходимых учебных знаний и навыков, полноценному освоению картины мира.

Читайте так же:  Резерв на выплату вознаграждения по итогам года

Дети с особыми образовательными потребностями не готовы к школе, к изменениям своей жизнедеятельности, к требованиям педагогов. Так возникает проблема школьной дезадаптации, результатом которой является хроническая неуспеваемость, сопротивление педагогическому воздействию, негативное отношение к учению, пропуски занятий, побеги из школы и дома, асоциальное поведение.

В тесной связи со специальным образованием часто употребляется термин реабилитация(лат. rehabilitation — восстановление).Согласно определению Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «реабилитацияэто применение целого комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью подготовки или переподготовки индивидуума до наивысшего уровня его функциональных способностей». Это определение адекватно тому, которое принято в англоязычной педагогике. В то же время в других странах (франкоязычные, испаноязычные) чаще используется термин реадаптация.

Реабилитация социальная– это процесс включения ребенка с отклонениями в развитии и поведении в социальную среду, в нормальную общественно полезную деятельность и адекватные взаимоотношения со сверстниками. Это сложное многогранное явление, поскольку полноценное возвращение в социум происходит через:

· Медицинскую реабилитацию – лечение недостатков, снятие последствий дефекта.

· Психологическую реабилитацию – снятие психологических комплексов, восстановление психических процессов.

· Педагогическую реабилитацию – восстановление утраченных учебных умений, познавательных навыков, формирование индивидуальных качеств.

Социальная реабилитация – это своего рода итог всей коррекционно–педагогической деятельности.

Термин «реабилитация» является производным от термина «абилитация». Применительно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии целесообразно применять термин «абилитация»(от лат. habilis– быть способным к чему-либо), так как в отношении раннего возраста речь может идти не о возвращении способности к чему-либо, утраченной в результате травмы, болезни и пр., а о первоначальном её формировании.

«Абилитация» –система лечебно-педагогических мероприятий с целью предупреждения и лечения тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся в социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможностей учиться, трудиться и быть полезным членом общества.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем особенность организации воспитательного процесса в специальном образовательном учреждении?

2. Какие методы воспитания Вы можете выделить?

3. Назовите категории специальной педагогики.

Тест на усвоение материала:

1. Система наиболее общих и устойчивых требований, определяющих характер и особенности деятельности это — :

а) методы; б) формы; в) принципы; г) способы.

2. Кто в 1908 году в Москве основал школу-санаторий для «исключительных детей»:

а) Е.К. Грачева; б) В.П. Кащенко;

в) Л.С. Выготский; г) Г.Я. Трошин.

3. К первичным дефектам не относится:

а) частные и общие нарушения функций центральной нервной системы;

б) явление ретардации;

в) нарушения межфункциональных связей;

г) социальная депривация.

4. Что не является личностной реакцией на первичный дефект:

а) игнорирование; б) вытеснение;

в) интроекция; г) гиперкомпенсация.

5. Кто предложил для изучения личности ребенка «метод психологических профилей»:

а) Г. И. Россолимо; б) Г.Я. Трошин;

в) П.П. Блонский; г) Л.С. Выготский.

6. Многоаспектный процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразвитых психофизических функций организма называется — :

а) компенсация; б) реабилитация;

в) депривация; г) абилитация.

7. Возникает в ходе развития ребенка с особыми образовательными потребностями в том случае, если социальное окружение детерминирует отклонения в личностном развитии:

а) вторичный дефект; б) первичный дефект; в) регресс; г) акселерация.

8. Что не входит в психотерапевтическую коррекцию по В.П. Кащенко:

а) гипноз, убеждение, психоанализ;

б) внушение и самовнушение;

в) выработка систематичности и выдержки в работе;

г) укрепление слабой воли.

9. К категориям специальной педагогики не относится:

Источник: http://megaobuchalka.ru/4/39571.html

Основные понятия специального образования: «коррекция», «компенсация», «адаптация», «реабилитация», «социализация», «ограниченные возможности здоровья».

Коррекция — система психолого-педагогических и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении и детей.

Компенсация — сложный многоуровневый процесс, включающий восстановление и замещение утраченных или нарушенных функций.

В широком смысле адаптация – это приспособление к окружающим условиям. Адаптация человека имеет два спектра: биологический и психологический.

Биологический уровень, общий для человека и животных, включает в себя приспособление к постоянным и изменяющимся условиям среды: температуре, давлению, освещенности, влажности, а также к изменениям в организме: заболеванию, изменениям в организме, ограничению каких-либо функций.

Психологический аспект адаптации состоит в приспособлении личности к существованию в соответствии с требованиями общества и собственными потребностями и интересами.

Социальная адаптация осуществляется путем усвоения норм и ценностей данного общества (или, по крайней мере, ближайшего окружения: семьи, определенной социальной группы).

Основные проявления социальной адаптации – взаимодействие (в том числе и общение) человека с окружающими и его активная деятельность. Социальная адаптация означает, что человек способен обучаться, работать, адекватно выстроить систему отношений с окружающими, менять свое поведение в соответствии с ожиданиями других.

Реабилитация — применение целого комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью подготовки или переподготовки индивидуума до наивысшего уровня его функциональных способностей. Определение дано Всемирной организацией здравоохранения.

Социализация — формирование способностей личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения его социальных ценностей и способов социально положительного поведения.

Социализация дает личности возможность функционировать в качестве полноправного члена общества. Она связана с выработкой у него адекватного отношения к социальным ценностям. В процессе социализации человек усваивает социальные нормы, овладевает способами исполнения социальных ролей, навыками общественного поведения.

Читайте так же:  В каких случаях выплачивается пособие по уходу за инвалидом 2 группы

Лицо с ограниченными возможностями здоровья — лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования;

Лица с ограниченными возможностями здоровья – это люди глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды.

Источник: http://students-library.com/library/read/96951-osnovnye-ponatia-specialnogo-obrazovania-korrekcia-kompensacia-adaptacia-reabilitacia-socializacia-ogranicennye-vozmoznosti-zdorova

Компенсация

* * *
(лат. «возмещение») – стремление индивида добиться успеха в случае чувства неполноценности, восполнения нехватки, чтобы скрыть свой недостаток для преодоления этого чувства. Нередко это связано с желанием достижения власти.

Не обманываясь относительно своего безобразия, которое еще в детстве доводило его до отчаяния, он задался целью приобрести безукоризненные светские манеры, стать человеком comme il faut (P. Роллан, Жизнь Толстого).

И всякий раз, когда он вспоминал что-нибудь скверное, что он сделал брату, его корчило, как от боли, и он старался пересилить эту боль и говорил себе: вот он разбогатеет, вернется из Канзас-сити домой и покажет, кем он стал, – один, без его помощи (Аира Уолферт, Банда Тэккера).

* * *
(лат. compensare — уравновешивать, возмещать) — 1. частичное или полное восстановление повреждённой функции в ходе ремиссии или выздоровления за счёт активизации резервных возможностей организма; 2. в психоанализе З.Фрейда — форма защиты с целью восполнить дефицит необходимого чем-то другим, чтобы скрыть свой недостаток или предотвратить его осознавание; 3. в теории А.Адлера — механизм преодоления чувства неполноценности путём самостоятельного овладения просоциальными знаниями и навыками; 4. в нейропсихологии — восстановление функции повреждённой одной психофизиологической структуры путём активизации какой-то другой (например, утрата зрения компенсируется обострением тактильной чувствительности); 5. восстановление функции нерва после его повреждения; 6. вознаграждение за потерянное, за лишение чего-либо.

* * *
(от греч. cоmрensare – возмещать) – 1. Стремление человека устранить из сознания комплекс неполноценности за счет целенаправленного развития физических или психических функций, приводящих к переживанию чувства адекватности. Понятие «К.» введено А. Адлером. 2. Онтогенетически самый поздний и сложный защитный механизм, который используется, как правило, сознательно. Предназначен для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, недостатка, неполноценности. В него входят механизмы идентификации и фантазии. Правило К. – «приобрети это».

* * *
психологический защитный механизм, посредством которого человек практически или только в своем воображении избавляется от имеющихся у него недостатков и связанных с ними неприятных переживаний, за счет осознания и развития тех своих достоинств, которые способны данные недостатки заменить.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике . 2013 .

Смотреть что такое «Компенсация» в других словарях:

КОМПЕНСАЦИЯ — (лат., этим. см. пред. слово). Уравнение действий какой либо силы, также вообще удовлетворение, погашение. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОМПЕНСАЦИЯ 1) уравнение действия силы; 2) вообще… … Словарь иностранных слов русского языка

компенсация — и, ж. compensation f. &LT, лат. compensatio. 1. Возмещение чего л., вознаграждение. Сл. 18. Не можно ли оное, как компенсациею, то есть чрез деньги учредить?16. 11. 1775. Реляция Н. В. Репнина Екатерине II. // РИО 15 491. В разсуждении короля… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

КОМПЕНСАЦИЯ — в гражданском праве возмещение убытков, возникших вследствие нару шения гражданско правовой обязанности, когда ее исполнение в натуре (т.н. реальное исполнение) в связи с таким нарушением стало невозможным;когда управомоченное лицо утратило по… … Финансовый словарь

Компенсация — Компенсация (от лат. compesatio «возмещение») Денежные компенсации Возмещение ущерба; Вознаграждение за неиспользованное право; Способ погашения обязательств путём зачета встречных требований должника и кредитора; Выдача денежных … Википедия

компенсация — возмещение, индемнитет, компенсирование, покрытие, восполнение, вознаграждение; стабилизация, выравнивание, уравновешивание, балансировка, симметрирование, нейтрализация, покрывание, выплата, уравновешение. Ant. раскачивание, колебание Словарь… … Словарь синонимов

КОМПЕНСАЦИЯ — КОМПЕНСАЦИЯ, компенсации, мн. нет, жен. (лат. compensatio). 1. Вознаграждение за труд или за какой нибудь ущерб (книжн.). Компенсация убытков. В компенсацию за понесенные труды мне предложили 100 рублей. || Выплата, причитающаяся наемному… … Толковый словарь Ушакова

компенсация — Согласно З. Фрейду реакция организма и психики, противодействующая травматическим возбуждениям путем изъятия активной энергии у всех психических систем и созданием соответственного энергетического заполнения вокруг травмированных элементов.… … Большая психологическая энциклопедия

КОМПЕНСАЦИЯ — (от лат. compensatio возмещение) в психопогии, восстановление нарушенного равновесия психич. и психофизиологич. процессов путём создания противоположно направленной реакции или импульса. В этом самом общем смысле понятие К. широко… … Философская энциклопедия

компенсация — Способность сохранять неизменными объем и профиль затяжки в момент изменения величины перепада давления в отверстии для всасывания. [ГОСТ Р 52463 2005] компенсация Возмещение потерь, понесенных убытков, расходов, возврат долга. Различают: 1)… … Справочник технического переводчика

Компенсация — (от лат. compensatio возмещение, compensare уравновешивать; англ. compensation) 1) в гражданском праве возмещение вреда, или в определенных случаях выплата сверх возмещения вреда, обусловленного нарушением гражданско правовой обязанности в… … Энциклопедия права

Компенсация — возмещение потерь, понесенных убытков, расходов, возврат долга. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://psychology_pedagogy.academic.ru/8103/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F

Компенсация в педагогике
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here