Этапы реформирования пенсионной системы

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Этапы реформирования пенсионной системы" от профессионалов с полным описанием проблематики. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то вы всегда можете задать вопрос дежурному специалисту.

Этапы реформирования системы пенсионного обеспечения

В 1980х гг., после мировых энергетических кризисов 1973 г. и 1979 г. и в контексте роста стареющего населения, возникла проблема выплат пенсий будущему поколению во Франции. Правительство осознало серьезность демографических прогнозов, однако до 1993 г. не было предпринято радикальных изменений, несмотря на постоянный дефицит пенсионных фондов. В период с 1985 по 1991 правительство придерживалось традиционной политики, которая проверенно являлась менее рискованной — повышение пенсионных взносов (с 4.7% до 6.55%) Bichot J. Retraites — le dictionnaire de la rйforme / L’Harmattan. — Paris, 2010. — 156 р..

(а) Реформа Балладюра

  • (б) План Жюппэ
  • 15 ноября 1995 г. Ален Жюппэ представил план реформы социального страхования, который предусматривал реформирование пенсионного режима занятых в государственном секторе и специальных режимов государственных предприятий (SNCF — национальная железнодорожная сеть; RATP — Автономное управление парижского транспорта; EDF-GDF — электрическая и газовая компании и т.д.) Plan Juppй I / Droit Social, N. 3, Mars 1995. Он добивался распространения правил подсчета пенсии частного сектора на государственный сектор. Из-за масштабных социальных движений, начавшихся в связи с этим проектом и в связи с заявлением реструктуризации SNCF, правительство отклонило этот проект Friot B. L’enjeu des retraite / La Dispute. — Paris, 2010. — 78 p.. Таким образом, способ подсчета пенсии государственных служащих не изменился — 37.5 лет отчислений для получения полной пенсии, подсчитываемая по зарплате за последние 6 месяцев карьеры и равная 75% от этой зарплаты.
  • (в) Выжидательная политика «аттантизм» Жоспена

С 1997 по 2002 г. правительство Жоспена не принимало серьезных реформ пенсионной системы. Жоспен хотел показать свои намерения укрепить, а не пересматривать распределительный режим системы пенсионного обеспечения и с этой целью создал Резервный Фонд для пенсионеров в 1999г. Первоначальные дотации в Резервный Фонд равнялись 304 млн. евро. Предполагалось, что к 2020 г. бюджет Фонда достигнет 150 млрд. евро. Однако, на сегодняшний день темп прироста бюджета недостаточен для достижения этой цели, особенно в связи со значительными потерями во время финансового кризиса 2008 г. Если в 2007 г. Резервный Фонд насчитывал 34,5 млрд. евро, то в сентябре 2009 г. его бюджет составил всего 31, 9 млрд. евро Ibidem — 82 p.. В 2000 г. Жоспен, подавленный провалом своего плана, создал Совет по разработке пенсионной политики (COR), состоящий из экспертов и социальных представителей. Целью совета было разобраться в сумбурном наборе отчетов, накопленных с 1990х гг. Каждый год совет публикует отчет о ситуации в пенсионной системе и проводит анализы по запросу Правительства.

(г) Реформа Фийона 2003 г.

(д) Реформа специального режима в 2007 г.

В период президентской кампании в 2007 г. Франсуа Фийон и Николя Саркози выдвинули на повестку дня вопрос о реформе расчета пенсии служащих на государственных предприятиях, пользующихся специальным режимом (выход на пенсию часто был фиксирован в 55 или даже 50 лет, продолжительность взносов оставалась и составляла 37.5 лет). Когда они пришли к власти, то поручили подготовить реформу пенсионной системы Министру социальных дел, Хавьеру Бертранду. Несмотря на протесты профсоюзов, Правительство приняло реформу специальных режимов, которая вступила в силу в июле 2008 г., и предусматривала продление срока выплат до 40 лет к 2012 г. и индексацию по ценам, а не по зарплате.

(е) Ронде-ву 2008 г.

Несмотря на то, что реформа Фийона от 2003 г. была направлена на увеличение возраста выхода на пенсию и должна была гарантировать стабильность финансирования пенсионной системы в будущем, ее влияние оказалось в точности противоположным, так как начиная с 2005 г. дефицит пенсионного сектора начал заново увеличиваться (1.9 млрд евро в 2005 г. и 2006 г., 4.6 млрд евро в 2007 г., 5.6 млрд в 2008 г., более 8 млрд в 2009 г.). Если увеличение дефицита в 2008 и 2009 г. можно списать на кризис, то в предшествующий период этому причиной стал «успех» механизма «предварительного выхода на пенсию «длительной карьеры»», позволяющий тем, кто начал работать до 16 лет и, если они отработали 42 года, выходить на пенсию в 58 лет. Более 500 000 человек воспользовались этой мерой в период с 2004 по 2008 год. Из-за этого преждевременного выхода, возраст выплаты пенсии мужчинам во Франции перешел от 61.4 лет в 2003 к 60.7 годам в 2007 г.

(ж) Реформа увеличения возраста выхода на пенсию 2010 г.

Члены Парламента дали задачу Совету по разработке пенсионной политики изучить возможность кардинальной трансформации пенсионной системы в систему, основанную на реформах шведской пенсионной системы. Идея, предложенная Антуаном Бозио и Томасом Пикетти в 2008 г., адаптировать шведскую реформу во Франции, чтобы упростить, унифицировать и сделать более прозрачной, обсуждалась уже давно. Однако правительство и основные профсоюзы отказались от идеи радикальной трансформации пенсионной системы. В январе 2010 г. Президент Республики Николя Саркози принял решение сохранить распределительную систему выплат и не подвергать ее радикальной трансформации.

С 1993 г. пенсионная система Франции постепенно изменялась: всем группам профессий отныне выплачивается пенсия по базовому режиму определенного пособия и дополняющего индивидуального режима по определенным взносам. Правила расчета ужесточились: продолжительность выплат необходимых для получения полной пенсии постепенно увеличилась до 41 года, перерасчет пенсии индексируется по ценам и зарплата исходная в частном секторе рассчитывается исходя из 25 лучших лет. Размер взносов, необходимых для получения баллов для дополнительной пенсии значительно вырос, в то время как значение этих баллов для определения размера пенсии упали. С точки зрения совокупности этих мер, уровень замещения гарантированного обязательным пенсионным режимом будет в дальнейшем снижаться. В 2007 г. Совет по разработке пенсионной политики сделал прогноз на будущее, согласно которому, если уровень замещения для рабочего, получающего пенсию в полном размере в 2003 г. составил 83.6%, то к 2020 г. он достигнет всего 76.8% и 73.5% к 2050 г. Этот размер предусмотрен для людей со стандартной карьерой (полным рабочим днем на протяжении 40 лет в 2008 г. и 41 года начиная с 2012 г.). Однако риск заключается в том, что, исходя из тенденции, все меньше и меньше людей преуспевают и имеют полную карьеру и

Читайте так же:  Агрокомплекс 4 01 00173 r выплата

получают полную пенсию.

Согласно докладу Конституционного Совета от 9 ноября 2010 г., целью реформы является сохранение распределительной системы пенсионного обеспечения, которая столкнулась с серьезными финансовыми трудностями, учитывая увеличение продолжительности жизни. Реформа системы пенсионного обеспечения предусматривает увеличение срока, необходимого для получения полного уровня пенсии, до 41,5 лет и возраста до 62 лет Loi n° 2010-1330 du 9 novembre 2010 portant rйforme des retraites. Самые важные постановления реформы вступили в силу 1 июля 2011 г. Планом установления баланса государственных финансов в будущем, предусмотрен рост темпов реформы 2010 г. Увеличение возраста выхода на пенсию до 62 лет должно быть введено к 2017 г., вместо запланированного 2018 г.

Источник: http://vuzlit.ru/125735/etapy_reformirovaniya_sistemy_pensionnogo_obespecheniya

ТЕМА 9. РЕФОРМА ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ

Для успешного развития негосударственного пенсионного обеспечения в Украине, прежде всего, должна быть реализована реформа пенсионной системы, которая заключается в создании структуры системы пенсионного обеспечения. Ее третий уровень представлен негосударственными пенсиями.

Пенсионная система в Украине реформируется путем перехода от государственного пенсионного обеспечения к пенсионному страхованию.

Пенсионное страхование является одним из пяти составных частей целостной системы социального страхования, которая вводится в Украине (страхование вследствие безработицы, страхование вследствие временной нетрудоспособности и расходов, связанных с рождением и погребением; медицинское страхование; страхование вследствие несчастных случаев на производстве и профессионального заболевания; пенсионное страхование).

Кроме того, будет сохраняться государственное пенсионное обеспечение, на основании Законов Украины «Об обязательном государственном пенсионном страховании» и «О негосударственном пенсионном обеспечении», согласно которым новая пенсионная система состоит из трех уровней:

§ Первый уровень – солидарная система государственного пенсионного страхования (система текущих выплат), которая является обязательной и предусматривает назначение пенсий в зависимости от страхового стажа и размера заработной платы, из которой уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд Украины, учтенных в базе данных персонифицированного учета. Для лиц, не подлежащих обязательному пенсионному страхованию, предоставляется право добровольного участия в пенсионном страховании (например, лица без гражданства, иностранные граждане) путем заключения с Пенсионным фондом договоров о добровольном участии в обязательном пенсионном страховании.

§ На втором уровне предусматривается создание системы накопительных пенсионных счетов, учитываемых в базе данных персонифицированного учета Пенсионного фонда по каждому застрахованному лицу, сумма страховых взносов которых будет аккумулирована в общеобязательном Накопительном пенсионном фонде, созданным Пенсионным фондом Украины.

§ На третьем уровне предусмотрено дополнительное добровольное пенсионное обеспечение через негосударственные пенсионные фонды (открытые, корпоративные и профессиональные).В профессиональные и корпоративные негосударственные пенсионные фонды предусматривается перевести пенсии, которые назначаются в настоящее время на льготных условиях, согласно Спискам № 1 и № 2, а также за выслугу лет.

На третьем уровне услуги по негосударственному пенсионному обеспечению могут оказывать также страховые организации и банковские учреждения.

Законом Украины «Об обязательном пенсионном страховании» предусматривается назначение пенсий из первого (солидарного) уровня, которое осуществляется Пенсионным фондом Украины. Из солидарного уровня назначаются пенсии: по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, а также будут предоставляться социальные услуги.

В страховой стаж учитываются только периоды, за которые уплачены страховые взносы. Кроме того, при начислении пенсии вводится понятие коэффициента стажа – по 1% за каждый полный год уплаты взносов. Общий коэффициент страхового стажа будет определятся как сумма коэффициентов за каждый год. Закон вводит еще одно новое понятие – коэффициент заработка, который будет определяться как отношение зарплаты работающего за каждый конкретный месяц к средней зарплате по стране за этот же месяц.

Пенсионный фонд наряду с функцией назначения пенсий осуществляет функции сбора взносов, их учета, создание единой базы персонифицированных данных плательщиков взносов, а также осуществляет функцию выплаты пенсий.

Закон «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы», принятый 8 июля 2011 года повысил пенсионный возраст для женщин с 55 до 60 лет с ежегодным его увеличением на 6 месяцев, начиная с 1 октября 2011 г.

Ограничен максимальный размер пенсии, который будет применяться независимо от профессиональных признаков – это 10 прожиточных минимумов для нетрудоспособных граждан (с 1 октября – 7840 грн.). Если сейчас пенсия выше, ее не будут индексировать (то есть, повышать на уровень инфляции) до тех пор, пока она не придет в соответствие с законодательным максимумом.

Однако ключевым пунктом закона является начало перехода на обязательное накопительное пенсионное страхование. Это произойдет, когда бюджет Пенсионного фонда будет бездефицитным. Это может случится уже в 2013 году именно благодаря мерам по повышению пенсионного возраста, стажа и ограничению максимальной пенсии. Каждый работник ( с 35-летнего возраста) при введение накопительной системы должен перечислять на свой счет 2% от заработанного, ежегодно «пенсионная» ставка будет увеличиваться на 1% и достигнет 7%.

Однако параметры реформы (см. таблицу) свидетельствуют о том, что она не решила главную проблему – пенсионная система в Украине осталась солидарной. То есть, нынешнему поколению пенсионеров платят из денег, собираемых с нынешних работающих. А значит, высокооплачиваемые работники из частного сектора вновь оказываются в роли дойной коровы и не могут претендовать на адекватные пенсии по возрасту.

Что меняет пенсионная реформа


Было Стало
Пенсионный возраст 55 лет для женщин 60 лет для мужчин 60 лет для женщин с 2021 (пошаговое повышение –ежегодно пенсионный возраст будут поднимать на полгода); 62 года для мужчин-госслужащих
Отчисления единого социального взноса (ЕСВ) Около 35% – в Пенсионный фонд и соцфонды 7% в Накопительный фонд (начиная с 2% в год введения), остальное в ПФ. В целом нагрузка не меняется
Ограничения максимальной пенсии Не было 10 минимумов для нетрудоспособных (7840 грн.)
Ограничения максимальной зарплаты, с которой уплачивается ЕСВ 15 минимумов для трудоспособных (14775 грн. На 1.10.2011 г.) 17 минимумов для трудоспособных (16745 грн.)
Минимальный стаж для получения пенсии по возрасту Женщины 20 лет Мужчины 25 лет Женщины 30 лет Мужчины 35 лет
Выслуга лет для досрочной пенсии военных и приравненных к ним 20 лет 25 лет с 1 октября 2020 года (пошаговое увеличение)
Депутаты, прокуроры и прочие льготники Получают пенсию в размере 90% зарплаты Получают пенсию в размере 80% зарплаты
Работающие пенсионеры Получают пенсию Льготники («чернобыльцы», депутаты, судьи и т. д.) получают, пока работают, только стандартную, а не «специальную» пенсию
Читайте так же:  Что делать, если попал в дтп без страховки осаго

С принятием Закона Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении» от 9.07.2003 г. создано правовое поле для функционирования институтов, осуществляющих негосударственное пенсионное обеспечение и возможности формирования добровольных пенсионных накоплений граждан за счет осуществляемых ими или их работодателями пенсионных отчислений в негосударственные пенсионные фонды, на пенсионные депозитные счета граждан в банках или посредством заключения договоров страхования пожизненных пенсий со страховыми организациями.

Источник: http://studopedia.ru/1_105995_tema—reforma-pensionnoy-sistemi.html

Реформирование пенсионной системы

Для усиления государственных гарантий прав граждан на пенсионное обеспечение и создания предпосылок для устойчивого развития пенсионной системы намечены пути ее реформирования.

Реформирование пенсионной системы предусматривает, что базовые пенсии будут предоставляться всем гражданам иобеспечивать материальные условия жизни при наступлении инвалид­ности, по достижении пенсионного возраста, в случае потери кормильца независимо от наличия трудового стажа. Базовые пенсии будут назначаться в фиксированных размерах, опреде­ляемых с учетом прожиточного минимума пенсионера и в зави­симости от степени утраты трудоспособности. В то же время на переходном этапе социальная пенсия сохранится, а базовая пен­сия будет представлять собой часть трудовой пенсии.

Трудовые или страховые пенсии предоставляются всем лицам, работающим по найму, и другим категориям населения, на ко­торые распространяется обязательное государственное пенсион­ное страхование.

Все участники общей системы трудовых пенсий должны не­сти одинаковые обязанности по финансированию этой системы и иметь одинаковые права относительно условий назначения и размеров пенсий.

Размер трудовой пенсии по старости будет определяться с учетом трудового или страхового стажа и заработка. В то же время механизм исчисления пенсии будет приближен к требова­ниям, вытекающим из принципов социального страхования. Ис­ходным критерием определения размера пенсии станет цена од­ного года страхового стажа, выраженная в процентах к заработ­ку, из которого исчисляется пенсия. Базовая пенсия будет яв­ляться минимальным размером трудовой пенсии.

Пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца бази­руются на тех же принципах, что и пенсии по старости. В ос­новном сохранятся условия и нормы назначения этих пенсий и соотношение их размеров с размером пенсии по старости.

Пенсии в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями предоставляются в рамках систе­мы страхования от несчастных случаев и профессиональных за­болеваний на производстве за счет работодателей.

Индексация пенсий является необходимым условием любой пенсионной системы. Она позволяет предупреждать падение ре­альной стоимости пенсий в период инфляции и обеспечивать установленное соотношение с заработной платой по мере увели­чения последней.

Сложившаяся в настоящее время напряженность в области финансирования пенсионного обеспечения будет усиливаться.

Этому способствует тенденция к снижению численности заня­тых в экономике и сокращению доли заработной платы в струк­туре доходов населения. При отсутствии ассигнований из феде­рального бюджета одних страховых взносов при действующем уровне страхового тарифа уже в ближайшее время будет недоста­точно для покрытия расходов на пенсионное обеспечение.

В последние годы государственная пенсионная система РФ переживает кризис. Доходы пенсионеров отстают от уровня цен. Основная проблема пенсионного обеспечения — низкий уро­вень размеров пенсий при достаточно высоком тарифе страхо­вых взносов, уплачиваемых на цели пенсионного обеспечения. Остро стоит проблема минимального размера пенсии, уровень которого по отношению к прожиточному минимуму нетрудо­способного населения продолжает снижаться. В то же время невозможно повысить минимальный размер пенсии, не увеличивая при этом на еще большую величину максимальный размер пен­сии, и, следовательно, сконцентрировать финансовые ресурсы пенсионной системы на решении проблемы низкого уровня ми­нимальных пенсий. В последние годы по причине все еще за­ниженного максимального размера пенсии растет число лиц, получающих пенсию в максимальных и близких к ним размерах. Поэтому идет процесс постоянного уменьшения дифференциа­ции размеров основной массы пенсий.

Система пенсионного обеспечения не в состоянии решить задачу — одновременно довести минимальный размер пенсии до уровня прожиточного минимума и осуществить дифференциа­цию размеров пенсий в зависимости от прошлого трудового вкла­да. Решить эту проблему возможно только путем либо значитель­ного увеличения поступлений в Пенсионный фонд РФ, либо ра­ционализации и оптимизации самой пенсионной системы.

Из-за невозможности повышения минимального размера пенсии до социально приемлемого уровня путем линейной ин­дексации всех пенсий в 1993 г. был применен механизм выплаты компенсаций, увеличивающих все пенсии на фиксированную ве­личину.

В 1994 г. линейная индексация пенсий осуществлялась три раза. Проведенное в 1995 г. повышение размера пенсий путем увеличения компенсационной выплаты имело своей целью дове­дение минимального уровня пенсионного обеспечения до 65% прожиточного минимума пенсионера, но в результате опережающего роста цен и недостаточности выделенных средств не достиг­ло своей цели. В конечном итоге минимальный размер пенсии в 1995г. остался на том же уровне, на котором он находился в 1994 г., — около 52% прожиточного минимума пенсионера.

Предпринимались попытки интегрировать компенсационную выплату в законодательно установленный размер минимальной пенсии. Однако при очередном линейном повышении пенсий это приводит к снижению реального уровня минимальной пенсии.

В условиях отсутствия достаточных финансовых ресурсов, позволяющих повышать размеры пенсий без ущерба для отдель­ных категорий пенсионеров, невозможно проводить адекватную социальную политику в области пенсионного обес­печения. Доля заработной платы, с которой взимаются взносы на финансирование пенсий, в общих доходах населения за по­следние годы сократилась более чем на 30 пунктов. Одновре­менно повысилась доля средств, предоставляемых работникам в виде выплат социального характера. Кроме того, постоянно уменьшается численность занятых в народном хозяйстве и на­блюдается уклонение от уплаты налогов значительного числа налогоплательщиков.

Неблагоприятное соотношение численности плательщиков взносов на пенсионное обеспечение и пенсионеров связано с особенностями российской пенсионной системы, к которым от­носятся: относительно низкий пенсионный возраст; высокая до­ля пенсионеров-льготников; возможность получения пенсии при продолжении трудовой деятельности после достижения пенси­онного возраста.

Пенсионная реформа нацелена в первую очередь на рацио­нализацию и оптимизацию условий и норм пенсионного обес­печения, повышение уровня трудовых пенсий за счет перерас­пределения имеющихся финансовых ресурсов и улучшения их использования.

Читайте так же:  Материальная помощь осужденным после освобождения куда обращаться

На первом этапе пенсионной реформы необходимо учесть пропорции, сложившиеся в распределении ВВП, соотношение среднего уровня трудовых пенсий со средней заработной платой, усиление процесса старения.

Поэтому в целях снижения экономической нагрузки на трудоспособное население необходимо более четко определить круг лиц, нуждающихся в государственных гарантиях по пенсионно­му обеспечению.

Одна из тенденций — снижение доли занятых в экономике в целом и в том числе по найму, что требует изменения форм пенсионного обеспечения и более тесной увязки уровня пенсий различных категорий пенсионеров с их вкладом в финансирова­ние пенсионной системы или прошлым трудовым вкладом.

Поскольку в рамках пенсионного законодательства одновре­менно невозможно обеспечить повышение минимального уров­ня пенсий и социально справедливую их дифференциацию в зависимости от прошлого трудового вклада, то необходим пере­ход к новому порядку исчисления размеров пенсий.

К целям пенсионной реформы относятся:

• финансовая стабилизация пенсионной системы и созда­ние предпосылок для устойчивого развития пенсионного обеспечения на основе государственного пенсионного страхования и бюджетного финансирования;

• рационализация и оптимизация условий предоставления и размеров пенсий;

• совершенствование системы управления пенсионным обеспечением.

Реформирование пенсионной системы предусматривает со­хранение и укрепление государственной пенсионной системы с учетом необходимости развития новых форм пенсионного обес­печения.

Концепция реформирования основана на развитии трехуров­невой пенсионной системы, включающей:

1) трудовые и социальные пенсии, выплачиваемые из бюд­жета тем пенсионерам, которые не сформировали достаточные пенсионные сбережения;

2) обязательную систему пенсионного страхования, постро­енную по накопительному принципу — обязательные пенсион­ные взносы работающего населения накапливаются на личных пенсионных счетах в негосударственных пенсионных фондах;

3) добровольные пенсионные сбережения населения в негосударственных пенсионных фондах.

Система пенсионного обеспечения РФ требует дальнейшего реформирования в соответствии с мировыми стандартами. Этот процесс не носит кратковременного характера и рассчитан на длительный период.

Вернуться на главную страницу. или ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно


Источник: http://studopedia.ru/8_129552_reformirovanie-pensionnoy-sistemi.html

Этапы пенсионных реформ в России

Год за годом: пенсионные реформы в России

Все пенсионные преобразования, проходившие в нашей стране можно разделить на несколько ключевых этапов. Здесь мы обозначили ключевые реформы, разделив их по годам.

Создание Пенсионного фонда России. Подробнее о деятельности ПФР читайте на странице «Пенсионный фонд РФ».

1992-1994

В 1992 году вышел указ президента Российской федерации № 1077«О негосударственных пенсионных фондах». Указ дал старт созданию и работе НПФ. А в 1995 году в Гражданском кодексе введен в правовой оборот понятие «фонд», как некоммерческой организации.

Правительством была одобрена «Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской федерации».

В ПФР теперь ведется учет сведений о пенсионных правах каждого гражданина страны. Пенсионный фонд России фиксирует личные данные для установления пенсии. На индивидуальном страховом счете гражданина содержится информация обо всех страховых взносах, т.е. копится его будущая пенсия. Персональный номер лицевого счета (СНИЛС) указывается на карточке обязательного пенсионного страхования (ОПС). Ежегодно ПФР рассылает извещения («письма счастья»), благодаря которым каждый может следить за состоянием личного пенсионного счета. Проект действует в 5 регионах страны.

Видео (кликните для воспроизведения).

1998 – 2001

1998 год стал особенно важным для негосударственных пенсионных фондов. Вступил в силу федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах». Данный закон определил деятельность по негосударственному обеспечению у НПФ и их права. Он также закрепил новые понятия в пенсионной системе РФ, обязательства фонда перед его вкладчиками и участниками.

В 1998 году персонифицированный учет стал использоваться в тестовом режиме для назначения пенсий, а в 2000 им были охвачены все работающие жители страны в 22 субъектах РФ.

В 1998 году также была представлена программа новой пенсионной реформы в РФ, законопроекты которой были одобрены в конце 2001 года президентом.

Реализация новой пенсионной реформы, которая позволяет перейти Российской Федерации от уравнительных принципов солидарной пенсии к распределительно-накопительным. Подробнее о положениях реформы читайте на странице «Пенсионная реформа 2002 года».

В 2004 году негосударственные пенсионные фонды получили право заключать договора ОПС. Граждане РФ получили возможность формировать и увеличивать накопительную часть пенсии за счет НПФ. Для всех фондов были повышены требования к размерам имущества для обеспечения уставной деятельности. С 1 января 2005 г. сумма ИОУД должна быть не меньше 30 млн. руб., а с 1 июля 2009 г. – не менее 50 млн. руб.

Пенсионный фонд России начал выплачивать дополнительные средства инвалидам и ветеранам ВОВ и их вдовам. Также ПФР начал вести федеральный регистр граждан, которые имеют право государственную социальную помощь.

Старт реализации программы по выплатам материнского (семейного) капитала. Владельцы данных сертификатов получили возможность переводить часть капитала или всю его сумму на формирование пенсионных накоплений.

С 2008 года накопительная часть пенсии увеличивается до 6%, а страховая до 8% от зарплаты. С октября запущена программа по государственному софинансированию накопительной части пенсии. Подробнее об этом читайте на странице «Софинансирование пенсии».

2010 – 2012

В 2010 году Единый социальный налог (ЕСН) заменен на страховые взносы. Максимальный размер годовой заработной платы, влияющий на размер пенсии, на 2010 год составляет 415 тыс. руб. На 2011 данная сумма увеличилась до 463 тыс. руб., а в 2012 она равняется 512 тыс. руб.

В 2010 была проведена крупнейшая переоценка расчетного пенсионного капитала с учетом трудового стажа в советское время (валоризация). Это повысило пенсию действующим пенсионерам где-то на 46%.

Пенсия стала делиться лишь на 2 части – накопительную и страховую. Базовый размер вошел в страховую часть.

С 2010 года утвержден минимальный размер пенсии, превышающий прожиточный минимум пенсионера.

2013-2015

В 2013-2015 годах пенсионная реформа России делает новый виток – пенсионная система претерпевает серьезные изменения.

Разработана новая пенсионная формула для расчета страховой пенсии, вводится новый порядок формирования пенсионных прав: учитывается стаж, размер страховых отчислений и возраст выхода на пенсию.

В 2014-2015 годах россияне могут выбрать тариф на накопительный компонент пенсии: 0% или 6%. А пока граждане делают свой выбор, пенсионные накопления не формируются – в 2014-2015 году все страховые отчисления идут на формирования страховой части пенсии.

Читайте так же:  Следует ли оплачивать налог на подарок

Вводится система гарантирования пенсионных накоплений. Негосударственные пенсионные фонды проходят процедуру акционирования.

Подробнее об изменениях в пенсионной системе: в 2013 году, в 2014 году.

22. С 1 января 2002 года в Российской Федерации началась реализация крупномасштабной пенсионной реформы. Реформа является составной частью структурных преобразований в экономике и социальной политике государства, ее цель – создание многоуровневой пенсионной системы, позволяющей обеспечить гражданам возможность получения достойной пенсии после окончания трудовой деятельности.

На сегодняшний день создана нормативно-правовая база, регламентирующая источники формирования средств пенсионного обеспечения, принципы и методы аккумулирования, сохранения и распределения накопленных ресурсов. Конфигурацию реформированной пенсионной системы в целом определяют следующие Федеральные законы:

· от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;

· от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

· от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

· от 07.09.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»;

· от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»;

· от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»;

· от 30.11.2011 № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений».

Значительные изменения были внесены в законодательство Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Исходя из действующего законодательства можно говорить о следующей трехуровневой структуре системы пенсионного обеспечения:

· государственное пенсионное обеспечение, основанное на финансировании пенсий за счет федерального бюджета. Это социальные пенсии для отдельных категорий граждан, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию, или тех, кто имеет право на государственное обеспечение по закону 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении»;

· обязательное пенсионное страхование, включающее в себя трудовую пенсию по старости (в составе страховой и накопительной частей) и трудовую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца (в составе страховой части) и финансируемое за счет страховых взносов работодателя;

· негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение – негосударственные пенсии, выплачиваемые в рамках договоров с негосударственными пенсионными фондами, финансируемые за счет взносов работодателей и работников в свою пользу и дохода, полученного от их инвестирования.

Страховая пенсия зависит от результатов труда конкретного человека (стажа, заработной платы) в течение всей трудовой деятельности. В состав страховой пенсии также входит фиксированная выплата, устанавливаемый Законом и одинаковая для всех пенсионеров, за исключением определенных категорий.

Накопительная пенсия выплачивается в пределах сумм, отраженных на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в Пенсионном фонде РФ или на пенсионных счетах в негосударственном пенсионном фонде.

Структура пенсионного обеспечения

Виды пенсий Источник финансирования Субъект формирования и выплат
Обязательное пенсионное обеспечение и страхование
Государственная пенсия Выплачивается: · государственным служащим · военнослужащим · пострадавшим в техногенных катастрофах · участникам ВОВ · нетрудоспособным гражданам Бюджет Государственные органы
Страховая пенсия Выплачивается: · по старости · по инвалидности · по случаю потери кормильца Страховые взносы ПФР
Накопительная пенсия Выплачивается лицам, имеющим право на страховую пенсию по старости Страховые взносы и доход от инвестирования ПФР или негосударственный пенсионный фонд
Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение
Негосударственная пенсия Выплачивается работникам предприятий (организаций), гражданам на основании заключенных договоров негосударственного пенсионного обеспечения Взносы предприятий, граждан и доход от их инвестирования Негосударственный пенсионный фонд

Вернуться на главную страницу. или ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/8_99435_etapi-pensionnih-reform-v-rossii.html

Становление пенсионной системы в Российской Федерации: реформы и развитие

Из-за перемен, произошедших в конце восьмидесятых и начале девяностых годов, правительству России потребовалось реформировать пенсионную систему (ПС), которая действовала в Советском Союзе, и адаптировать ее к условиям рыночной экономики.

Советская ПС предусматривала предоставление пенсий за счет денег из госказны, тогда как в новых реалиях она оказалась нежизнеспособной. По этой причине правительство разработало масштабный план, соответственно с которым ПС должна была постепенно реформироваться до 2025 г.

Этапы

Процесс реформирования ПС в России можно поделить на 4 основных этапа.

Развитие с 1990 года до первой реформы

В девяностых правительство приняло несколько законодательных актов, которые были направлены на то, чтобы сформировать систему обязательного пенсионного страхования (ОПС). Становление сегодняшней ПС РФ на данном этапе, в свою очередь, можно поделить на несколько важных стадий

Вступление в силу ФЗ «О пенсионном обеспечении в РСФСР» от 20 ноября 1990 г

Суть его состояла в том, чтобы ввести ОПС сотрудников организаций. Это позволило бы создать пенсионные фонды, которые гарантируют предоставление пенсионных выплат россиянам за счет взносов, совершаемых работодателем.

Таким образом, правительство надеялось подчеркнуть идею солидарности людей разного возраста, гарантировать нормальную старость людям. Уплачивать взносы нужно было обязательно. Нормы и условия совершения отчислений в фонды регламентировались государством.

Вступление в силу ФЗ «О правилах расчета и повышения пенсионных выплат» от 21 июля 1997 г. номер 113

Обусловлены изменения были тем, что зарплаты начали планомерно увеличивать. Это позволило увеличить и пенсионные выплаты. Однако после принятия данного закона пенсионное обеспечение стало зависеть от ИПК (индивидуального пенсионного коэффициента).

Пенсии рассчитывались по формуле, в которой в качестве параметров выступали:

  • величина заработной платы в процентах;
  • наработанный стаж;
  • средняя зарплата гражданина;
  • средняя заработная плата по России.

Принятие решающих Федеральных законов

  • «О государственных пенсиях» от 15 декабря 2001 г. номер 166;
  • «Об ОПС» от 15 декабря 2001 г. номер 167;
  • «О трудовых пенсионных выплатах» от 17 декабря 2001 г. номер 173;
  • «Об инвестициях в накопительную часть пенсионного обеспечения» от 24 июля 2002 г. номер 111.
Читайте так же:  На каких условиях ребенка можно выписать из квартиры отца и зарегистрировать у матери

Главная цель принятия перечисленных законов – повышение уровня жизни россиян посредством увеличения пенсий. Соответственно с данными законопроектами, пенсии должны были быть расширены за счет накопительной части. Теперь пенсионное обеспечение стало зависеть лишь от зарплаты и объема взносов в фонд, а не от рабочего стажа.

Принятие ФЗ «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. номер 400

Данный законопроект дал возможность назначать страховые выплаты россиянам, застрахованным соответственно с законодательным актом 2001 г., вне зависимости от накопительной пенсии. Страховые пенсии предназначались для россиян, которые имели проблемы со здоровьем, потеряли работоспособность, лишились кормильца.

Реформа 2015 года

С 1992 г. демографическая обстановка в России стала ухудшаться, что спровоцировало уменьшение числа работоспособных граждан. В подобных условиях правительству приходилось за счет бюджетных средств отчислять деньги в ПФР, чтобы полностью удовлетворить нужды по покрытию выплат пенсионерам. Для решения проблемы с недостатком денег правительство запланировало проведение долгосрочной пенсионной реформы.

Основным изменением стало введение страхового стажа, который позволял россиянам быть уверенными в том, что в пожилом возрасте они обязательно получать хотя бы минимальные выплаты. Однако при этом для оформления трудового пенсионного обеспечения стало необходимо наработать установленный законодательно стаж.

Еще одним изменением 2015 г. являются пенсионные баллы (ПБ), которые россияне должны были копить, будучи официально трудоустроенными. Число ПБ стало зависеть от объема взносов в ПФР, которые осуществлял наниматель.

Сторонники измененной системы подсчета пенсионного обеспечения полагали, что она достаточно эффективна для всех россиян, заботящихся о собственной старости. Однако были и те, кто не поддерживал изменения, указывал на их существенные минусы.

Так, показатель обязательного стажа начал постепенно повышаться. До 2015 г. он равнялся 5 годам, тогда как к 2024 г. он станет равен минимум 15 годам. Аналогично дело обстояло и с ПБ – в 2015 г. минимально необходимое их количество равнялось 6.6, а к 2025 г. должно стать равно 30.

Реформа 2017

В 2016-2017 гг. стали выдвигаться инициативы об увеличении возраста выхода на пенсию в Российской Федерации. Некоторые из них были согласованы с правительством и утверждены ФЗ «Об изменении некоторых законодательных актов» от 23 мая 2016 г. номер 143.

Сначала данные нововведения отразились на сотрудниках государственных структур, возраст выхода на пенсию которых в 2017 г. повысили на полгода. Тогда он стал равняться 55.5 годам для женщин и 60.5 годам для мужчин. Плановое увеличение возраста правительство намеревалось проводить поэтапно.

Еще одно изменение 2017 г. – повышение отчислений в ПФР для самозанятых граждан. Если россиянин занимался предпринимательством, он должен был своевременно ознакомиться со сведениями, касающимися величины обязательных отчислений. Также с 2017 г. администрировать страховые отчисления стала ФНС. ПФР продолжил администрировать отчисления, сделанные до 2017 г., и добровольные взносы.

Кроме того, в том же году повысилась фиксированная выплата (из-за февральской и апрельской индексаций). Это привело к тому, что размер минимального пенсионного обеспечения увеличился. Гарантированное увеличение назначалось автоматически, без участия россиян. Государственные пенсии повысились на 2.6 процента.

Пенсионная реформа 2019 года

Последние изменения произошли в текущем году — начался новый этап реформирования ПС РФ, на котором возраст выхода на пенсию будет постепенно повышаться (с 55 до 60 лет для женщин, с 60 до 65 лет для мужчин).

Нововведения касаются большей части россиян, однако предусмотрены определенные льготы для людей, занимающих должности из установленного законодательно специального перечня (врачи, актеры, учителя). Также льготные условия действуют для тех, кто живет в северных регионах; матерей с минимум 3 детьми; граждан, стаж которых превышает 42 года (для мужчин) или 37 лет (для женщин).

Изменения пока не затронули тех, кто работает на вредных производствах. Кроме того, реформа не распространяется на вопросы, связанные с пенсиями работников силовых структур, служащих армии и чиновников.

Их пенсионные права регламентируются отдельными законопроектами. По этой причине многие СМИ описывали данную ситуацию так, будто для перечисленных групп граждан пенсионный возраст вовсе не увеличивается, что расходится с действительностью.

Планируется, что увеличение возраста выхода на пенсию даст возможность перенаправить частично освободившийся бюджет ПФР на повышение пенсионных выплат (примерно на 1000 руб. в год). По факту, это повышение уровня жизни пожилых россиян за счет людей, не достигших пенсионного возраста.

Законодательной базой реформы считается законопроект об улучшении пенсионного законодательства (Государственная Дума приняла закон в окончательном чтении 27.09.2018 г.). Совет Федерации одобрил закон 03.10.2018 г. Тогда же Владимир Путин подписал закон.

Сегодня увеличение пенсионного возраста из-за старения населения считается общемировой тенденцией, осуществляется почти в каждой стране.

Новая реформа, разумеется, скажется и на других сторонах общественной жизни в Российской Федерации (ситуация на рынке труда, занятость, реализация национальных проектов и даже семейный уклад).

Пока что большая часть россиян отрицательно воспринимает реформу. Те, кто поддерживает изменения, считают, что данная реформа необходима для развития России в долгосрочной перспективе.

Что представляет собой пенсионная система сегодня

Сегодня российская ПС делится на 3 категории:

  1. Государственные пенсии. Государственной структурой, которая отвечает за назначение пенсионного обеспечения, считается ПФР. Государственная пенсия предоставляется россиянам из российской казны, распределяется среди людей, относящихся к определенным категориям граждан.
  2. ОПС. Сюда относятся выплаты из ПФР либо НПФ. Назначаются большей части трудоустроенных граждан по достижении ими определенного возраста.
  3. Негосударственные пенсии. Сюда относятся выплаты из НПФ. Назначены такие выплаты могут быть гражданину, который заключил договор с негосударственным фондом для обеспечения повышенного уровня жизни на пенсии. Отчисления делаются непосредственно физлицом. При этом любая фирма может гарантировать своим работникам негосударственную пенсию, заключив договор с НПФ.

Окажется ли эффективна пенсионная реформа – покажет время. Возможно, повышение пенсионного возраста приведет к положительным для российских граждан изменениям в будущем.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть интересное видео по теме:

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://pfrp.ru/faq/etapy-reformirovaniya-pensionnoj-sistemy.html

Этапы реформирования пенсионной системы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here